Please wait while JT SlideShow is loading images...
Проект РоссияПроект РоссияПроект Россия

Проект Россия I

«Сегодня идёт самая настоящая война. Полчища информационных войск врага разрушают нашу страну сильнее, чем некогда полчища чужих солдат. Информационная бомбардировка разрушает сознание населения…»

2005 год

Проект Россия II

«…Знающий истину должен действовать в направлении истины. Если говорящий не готов идти за своей истиной, как за ней пойдут другие?… Считаете, что вам положено участвовать в судьбе своей Родины, участвуйте»

2007 год

Проект Россия III

«…Мировоззренческая идея — то единственное, против чего нет защиты. Зацепив ум и сердце, она укореняется там, начинает расти и в итоге меняет сознание. Следом меняется понимание мира, и далее по цепочке преображаются воля и действие»

2009 год

Вы здесь:  Главная Новости Архимандрит Тихон (Шевкунов) - О прощении и о главном в Великом посту

Архимандрит Тихон (Шевкунов) - О прощении и о главном в Великом посту

http://www.proektrussia.ru/
-60.jpg

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Слово «прощать» происходит от древнерусского слова «проща». Одним из значений его является глагол «исцелять», а другим — «отпускать на свободу».

Как же важен и глубок для нас смысл этих слов! Прощать… исцелять… отпускать на свободу… От чего исцелять? Из какого плена отпускать на свободу? Вспомним слова Спасителя: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».

Если кто-то из людей жестоко, несправедливо и больно отнёсся к нам и по справедливости повинен за это возмездию, то мы, христиане, имеем великое право и власть разрешить его в вечности от заслуженного им наказания, от уз, от мучений, от ада. Господь наделяет нас такой великой властью — прощать.

Этому есть и подтверждение у святых отцов. Вот что пишет преподобный Феофилакт Болгарский в толковании на слова Спасителя: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе: «Если ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если же ты разрешишь его, то есть простишь, то он будет прощён и на небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо или разрешаемо и на небе».

Вот как высоко, вот что значит наше прощение! Чего ещё большего мы можем сделать для нашего ближнего? Вот почему прощение от всего сердца — самый большой дар нашему ближнему. И Сам Господь Бог именно в прощении ждёт увидеть в нас Своих учеников, ждёт, чтобы мы вслед за Ним совершили этот милостивый суд над нашими ближними. И простили, отпустив на свободу и исцелив от вечных мук. Конечно, Страшный Суд будет вершить Сам Господь, но Промыслом Божиим — как это ни поразительно, как ни ужасающе для нас, людей, даже звучит — и нам дано принять в нём участие.

В прошлое воскресенье мы с вами вспоминали о суде Божием как о суде над нашим милосердием. Помните, Господь говорит, что если вы были милостивы к одному из малых сил, ближних наших: накормили, утешили, посетили в темнице или в болезни, то сделали это Самому Господу Богу. И награда таковым — Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира.

И напротив, если вы не смогли найти в себе это милосердие, Господь говорит страшные слова: Отойдите от Меня, проклятые…

В нашем мире нет никакой другой истинной милостыни, кроме деятельного милосердия. И еще — прощения как высшего проявления милосердия, как «исцеления» и «отпущения на свободу».

В прошлые годы в этот день перед Великим постом мы приводили много высказываний святых отцов о прощении. Но сегодня я вспомню слова двух обычных людей. Одного — православного христианина, а другого — просто очень мудрого человека. Александр Васильевич Суворов, великий воин, давал наказ своим подопечным, своим солдатам. «С юных лет, — говорил он, — приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных».

В этом для нас глубокий и таинственный смысл Великого поста — простить других и не прощать себя. Даже если Сам Господь простил нас. Для нас, грешников, живущих на земле, именно такая мысль, такое расположение духа — и правильно, и справедливо, и полезно.

А вот второе высказывание — уже совсем экзотичного человека. Отто фон Бисмарк. Он тоже был своеобразным христианином, хотя и не православным. Но о прощении сказал удивительные слова, которые были навеяны ему и его молитвой, и опытом, и мудростью, и, как ни удивительно, высоким смирением. Хотя человек он был необычайно жёсткий. «Железным канцлером» называли его. Так вот, к концу своей жизни он сказал: «Жизнь научила меня много прощать. Но ещё больше — искать прощения».

Прощать надо легко и с радостью. С таким душевным расположением, чтобы у нас на душе осталось светлое чувство, что мы, по милости Божией, наконец-то совершили что-то действительно очень необходимое, важное и для нас самих, и для нашего ближнего.

Да так оно и есть! Мы отпустили, сколько это от нас зависело, человека на свободу от вечной смерти. Мы исцелили, по мере наших немощных возможностей, человека от вечной смерти и от ада.

И вот сейчас, дорогие наши прихожане, от лица всей братии и, конечно, сам я прошу у всех вас прощения за все те ведомые и неведомые мною грехи, которые я совершил перед вами. Простите меня, Христа ради!

Ну а испросив прощения, давайте с радостью приступать к посту, к святой Четыредесятнице! «Наступает пост — весна души!» — возглашает Церковь. Светлое, самое важное для православного христианина время в году.

В чём же состоит путь Великого поста? Если не мудрствовать, а говорить просто, то его можно заключить в двух словах — молиться и каяться.

Какими только путями не приводит Господь нас к молитве и покаянию! Каждого своей дорогой, иногда совершенно удивительной, необычной.

Вот, чтобы вам было порадостнее вступать в Великий пост, чтобы вы всегда помнили эти два простых слова — молиться и каяться, я расскажу историю, которая произошла совсем недавно.

Муж и жена, молодые совсем люди, очень современные, верующие, церковные, решили на воскресенье подбросить своего трёхлетнего сынишку к бабушке. А самим сходить в храм, а потом до вечера где-то развлечься. А бабушка, надо сказать, была неверующей. В храм не ходила и к Православию относилась весьма скептично. А уж убедить её исповедоваться и причаститься эти молодые люди совершенно никак не могли. Не удавалось им это.

Но вот, когда вечером родители вернулись за сынишкой, то застали бабушку в слезах и в необычайном смятении. На ней просто лица не было.
— Что случилось? — с тревогой спросили молодые папа с мамой.
И тут бабушка, собравшись, твёрдо сказала:
— Пришло время: мне, наверное, надо исповедоваться и причаститься…
Молодые люди просто своим ушам не поверили! А бабушка сквозь слёзы поведала такую историю. Когда молодые родители ушли, она покормила своего трёхлетнего внучка, а тот, плотно поев, подошёл к бабушке, взглянул снизу вверх на неё своими ясными невинными глазами и сказал:
— Молись и кайся!

Что вы смеётесь, братья и сестры? А вот бабушке было не до смеха!
Внук снова дёрнул её за платье и совершенно серьёзно, настоятельно потребовал: «Молись и кайся!»

И так продолжалось целый день. Со слезами ребёнок ходил по квартире за бабушкой и только твердил: «Молись и кайся! Молись и кайся!..» Что оставалось думать поражённой женщине? Только одно: дитю открыто — она должна скоро оставить этот мир, надо готовиться к смерти. И вот то, что за долгие годы не смогли сделать взрослые, двумя словами сделал этот удивительный младенец: женщина решилась уже в ближайший день идти к священнику для исповеди и покаяния.

Молодые родители хотя и были необычайно обрадованы этим её решением, но всё же не могли не открыть ей правду. Оказалось, мальчик весь день тщетно просил, упрашивал и умолял бабушку показать его любимый мультфильм «Малыш и Карлсон»…

Но, как бы то ни было, всё, как и всегда, совершилось по Промыслу Божию: потрясённая всем случившимся бабушка своё решение о молитве и покаянии не отменила.

Запомним эту историю и с радостью отправимся в путь! Но теперь уже со всей серьёзностью отнесёмся к этим словам — таким простым и таким ясным: в Великий пост мы вступаем для того, чтобы молиться и каяться. Аминь.

Архимандрит Тихон (ШЕВКУНОВ)

Подробнее...

ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ

Голосование

Лучший руководитель России