Please wait while JT SlideShow is loading images...
Проект РоссияПроект РоссияПроект Россия

Проект Россия I

«Сегодня идёт самая настоящая война. Полчища информационных войск врага разрушают нашу страну сильнее, чем некогда полчища чужих солдат. Информационная бомбардировка разрушает сознание населения…»

2005 год

Проект Россия II

«…Знающий истину должен действовать в направлении истины. Если говорящий не готов идти за своей истиной, как за ней пойдут другие?… Считаете, что вам положено участвовать в судьбе своей Родины, участвуйте»

2007 год

Проект Россия III

«…Мировоззренческая идея — то единственное, против чего нет защиты. Зацепив ум и сердце, она укореняется там, начинает расти и в итоге меняет сознание. Следом меняется понимание мира, и далее по цепочке преображаются воля и действие»

2009 год

Вы здесь:  Главная Новости ХРИСТИАНСТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ПРОГРЕСС

ХРИСТИАНСТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ПРОГРЕСС

http://www.proektrussia.ru/
-27.jpg

 

8 октября 1823 года, 190 лет назад родился русский публицист, поэт и общественный деятель Иван Сергеевич АКСАКОВ

 

Иван Сергеевич Аксаков — сын известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова и брат одного из столпов русского славянофильства Константина Сергеевича Аксакова. Иван Сергеевич Аксаков был также горячим сторонником славянофильства. С 1859 г. до самой своей смерти он издавал последовательно целый ряд славянофильских газет и журналов: «Парус», «Пароход», «Русская беседа», «День», «Москва», «Русь».

О программе изданий он объявил прямо: «Наше знамя — РУССКАЯ НАРОДНОСТЬ. Народность вообще — как символ самостоятельности и духовной свободы, свободы жизни и развития, как символ права, до сих пор попираемого теми же самыми, которые стоят и ратуют за права личности, не возводя своих понятий до сознания личности народной. Народность русская как залог новых начал, полнейшего жизненного выражения, общечеловеческой истины».

Служил (1855) добровольцем в ополчении во время Крымской войны. В 1858—1878 гг. играл руководящую роль в Московском славянском комитете. В годы Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. организовал кампанию в поддержку южных славян и получил огромную популярность и всемирную известность, увенчавшуюся кандидатурой его на болгарский престол, выдвинутой некоторыми болгарскими избирательными комитетами. За речь, произнесённую в Славянском комитете во время Берлинского конгресса, порицавшую наших дипломатов, Аксаков был выслан из Москвы, а Славянский комитет закрыт.

И.С.Аксаков стоял на твёрдых православно-монархических позициях, отстаивая нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов. Выступал за общинно-артельное «народное производство» против насаждения западных экономических форм. Считал, что основой духовного возрождения человечества может стать союз славянских народов под руководством русского народа.

…Нельзя не поражаться узости и ограниченности понимания сторонниками «современного прогресса» мировой задачи христианства: то взваливают на него ответственность — зачем в течение почти двух тысяч лет оно не водворило на земле всеобщего благополучия, — то обвиняют его в непрактичности, в том, что христианский идеал стоит вне действительной исторической жизни человечества. Но какой же бы это был идеал, если бы он приходился в мерку данного исторического момента, исчерпывался им весь, весь в него воплотился!..

В том-то и дело, что идеал христианский вечен, вне условий места и времени, вне преходящих форм бытия, предносится пред всем человечеством, не укладывается в жизнь, всегда выше её, не мирится с нею, вечно будит человеческое общество и стремит его вперёд и вперёд. В том-то и дело, что одновременно, например, с кипящею враждою народов, сквозь бранные клики и шум оружия, не перестаёт раздаваться в христианских храмах этот непрактический вечный зов к братской любви и миру…

Так называемый «прогресс»… высоко выкинул знамя «любви к человечеству» и при этом отрёкся от Бога. Но не одно и то же любовь к человечеству или «гуманность» — «и любовь к ближнему» Христа. Ибо христианская заповедь о любви к ближнему нераздельна с заповедью о любви к Богу. Как любовь к Богу, понятая вне любви к ближним, есть ложь и логически приводит к безверию, к отрицанию Божественной истины (за примером ходить недалеко: стоит только вспомнить инквизицию с её кострами во имя Христово), так и любовь к ближним вне любви к Богу, т. е. вне Божественно-нравственной основы, в конце концов ведёт к отрицанию ближних, к человеконенавидению… Разве мы не видим, как под знаменем прогресса проповедь гуманности, отрекшейся Бога, становится постепенно проповедью разрушения и человекоубийства, и проповедь эта с каждым днём расширяет круг своего действия?

Нет никакого сомнения, что девиз первой французской революции «Свобода, равенство, братство» — евангельского происхождения… Но именно оттого, что они (революционеры) эти принципы пообчистили от их Божественной сущности и низвели их на степень юридических понятий, в их девиз и на их знамя не попало то слово, в котором одном — основа и жизненная сила всех вышеизложенных христианских начал: это слово «любовь». Оттого и вышло на деле самое вопиющее противоречие: провозглашённые революцией начала стали девизом террора! Последнее же слово революционного логического прогресса — анархия, тирания…

Да и разве идея братства, идея, христианством впервые внесённая в мир, существенно христианская, — разве не представляется она безсмыслицей на знамени революционного рационализма, так как для неё нет никаких логических, рациональных оснований? Разве идея братства мыслима вне идеи сыновства, вне христианского понятия о едином Отце, т. е. о Творце — Боге, Который же есть и любовь?.. Да и может ли быть обязательным чувство братства там, где отвергается обязательность всякого нравственного закона и даже самое понятие об абсолютной нравственной правде?

Самые начала «свободы и равенства», — понятые вне их нравственной христианской основы, с одной внешней формальной стороны, — ведут логически: первое — к разнузданности, к своеволию; второе — к безумному, вооружённому насилием протесту против самой природы, против неравномерности свойств пола, возраста, даже даров духа, от воли человека не зависящих. Истощаясь в усилиях уравнять человечество по своей внешней логической мерке, «ревнители-прогрессисты» безотчётно стремятся понизить его, хотя бы способом самой тиранической нивелировки, до самого низменного, действительно общего уровня и убить наконец самую свободу и разнообразие жизни…

Одним словом, все эти либеральные принципы, сдвинутые с основы христианского миросозерцания, логически приводят к абсурду: прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом, цивилизация завершается одичанием, свобода — деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечёт — уже совлекает с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином.

Иван Сергеевич АКСАКОВ

Подробнее...

ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ

Голосование

Лучший руководитель России