Please wait while JT SlideShow is loading images...
Проект РоссияПроект РоссияПроект Россия

Проект Россия I

«Сегодня идёт самая настоящая война. Полчища информационных войск врага разрушают нашу страну сильнее, чем некогда полчища чужих солдат. Информационная бомбардировка разрушает сознание населения…»

2005 год

Проект Россия II

«…Знающий истину должен действовать в направлении истины. Если говорящий не готов идти за своей истиной, как за ней пойдут другие?… Считаете, что вам положено участвовать в судьбе своей Родины, участвуйте»

2007 год

Проект Россия III

«…Мировоззренческая идея — то единственное, против чего нет защиты. Зацепив ум и сердце, она укореняется там, начинает расти и в итоге меняет сознание. Следом меняется понимание мира, и далее по цепочке преображаются воля и действие»

2009 год

Вы здесь:  Главная Новости Ирина Воронцова - Небесный человек

Ирина Воронцова - Небесный человек

http://www.proektrussia.ru/
36.jpg

 

15 января 1833 года, 180 лет назад отошёл ко Господу преподобный Серафим, Саровский чудотворец

 

Серафим в церковной традиции — это ангельский чин, предстоящий у Престола Божия. Не случайно один из наиболее почитаемых народом русских святых преподобный Серафим Саровский получил это духовое имя. В его жизни действительно отразилось то ангельское стояние пред Богом, которое только может совершить на земле человек.

Прохор Исидорович Мошнин родился в середине XVIII в. в состоятельной семье купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Дошедшие до нас сведения о его младенчестве говорят, что Прохор был избран для духовного предстояния пред Богом от чрева матери, и обстоятельства его детской и юношеской жизни не раз свидетельствовали о том же. Падение в детском возрасте с колокольни не повредило ему; Сама Богородица не раз исцеляла его в отрочестве и потом в разные периоды его жизни; двенадцать раз Пречистая Дева являлась русскому святому и даже беседовала с ним. Небесный человек и земной ангел-утешитель — таким остался прп. Серафим в религиозной памяти православного народа.

Свой монашеский путь Прохор Мошнин начал после встречи со старцем Досифеем во время паломничества в 1776 г. в Киево-Печерскую Лавру. Старец прозорливо указал Прохору его будущую обитель — Саровскую пустынь. Так, в 1778 году, будучи молодым человеком, он отправляется в указанную старцем Саровскую пустынь.

Богоизбранный юноша становится послушником саровского старца Иосифа, проходит келейные, общественные, братские и монастырские послушания: в хлебне, просфорне, столярне, исполняет обязанности будильщика братии и пономаря. Пройдя за восемь лет все степени монастырского искуса, в 1785 году послушник Прохор принимает монашество с именем Серафим и посвящение в иеродиакона, а в 1793 году — в иеромонаха.

В 1794 году иеромонаха Серафима хотят возвести в сан архимандрита и назначить в Алатырский Троицкий монастырь, но он отказывается, питая склонность к молитвенной, а не активной деятельной жизни. Это свойство его души заставляет иеромонаха Серафима искать уединения. Он уходит подальше в лес, за пять километров от Саровского монастыря, строит избушку и совершает здесь подвиги молитвы, строгого поста, занимаясь чтением Священного Писания и богомыслием. С внешним врагом бороться легче, чем с внутренним, и монах Серафим, когда становилось особенно трудно, усиливал своё внутреннее противостояние внешними подвигами: всем христианам известен его стодневный подвиг столпничества — молитвенного стояния на камне.

«В монастыре жить — что с голубями, а в пустыни — что со львами», — говаривал он своему ученику Иоанну, показывая увечья, полученные им после битв с весьма действенно подступавшим к нему дьяволом. Больше всего, по признанию преподобного, доставалось ему от дьявола после молитв за отчаявшиеся в своём спасении души, а за ближнего преподобный Серафим, по слову Спасителя, был готов и душу положить. Скудную жизнь в лесу (на протяжении трёх лет преподобный питался травой снытью) святой Серафим скрашивал огородничеством, работал на пчельнике. Кротость и доброта молитвенника привлекали к нему пугливых лесных зверей — христиане, приходившие к нему за духовным советом, часто заставали его кормящим диких животных. Наиболее известен факт кормления им с руки взрослого медведя, этот эпизод стал иконографическим сюжетом к изображению жизни святого.

Усиливая молитвы к Спасителю и Пресвятой Богородице, преподобный Серафим не был сторонником попыток неопытных монахов внешних мер к приобретению благочестия. Когда ученик попросил его благословения носить вериги, преподобный открыл ему, что несение и терпение Христа ради обид и скорбей от ближних и внешних не менее укрепляют наш дух и наставляют в следовании Христовых заповедей, чем страдание от цепей и вериг. «Если кто без причины, без вины заушит тебя по ланито, а ты подставишь ему и другую; если укорит кто, а ты Христа ради снесешь незлобиво и поблагодаришь Господа, удостоившего тебя тем быть сообщником страстей Его, — это значит ты носишь духовные вериги». Затвор в том и состоит, поучал преподобный, чтоб затворить все пять чувств и ими не пленяться, а оставить одно — спасительную любовь.

В историях житий русских святых часто встречаются повествования о грабежах пустынников разбойниками. И прп. Серафим не был исключением: в 1804 году он подвергся нападению грабителей: крестьяне одной из деревень решили, что отшельник достаточно нажил добра от пожертвований людей, приходивших к нему за помощью. Не найдя ни денег, ни богатств, крестьяне в досаде долго избивали пустынника и покалечили, оставив его навсегда с согбенной спиной. Найденный послушником преподобный был доставлен в монастырь. Приведённых к нему обидчиков он простил, но сам разболелся: от сильных побоев произошло осложнение, и развилась водяная болезнь. «Если есть необходимость в болезненном страдании, буду страдать, — решил преподобный Серафим, — если же угодно Ему, чтобы я был здоров, Он исцелит меня». И действительно, в одну из ночей он сподобился посещения Пресвятой Богородицы, окружённой апостолами и мученицами. И услышал, как, обратившись к апостолу Иоанну, Она сказала, указывая на больного: «Сей, лежащий здесь, из нашего же рода». Прикосновением Пречистая Дева исцелила преподобного Серафима, и, поправившись, воодушевлённый, он продолжил своё пустынножительство. Господь и Сам свидетельствовал преподобному о верном направлении его духовного пути: на одной из литургий после возглашения «Господи, спаси благочестивыя» удостоился преподобный Серафим видеть посреди храма на воздухе Спасителя, облечённого славою, в огненных лучах, при пении «Святый Боже» шествовавшего к иконостасу. Видение потрясло его и стало ещё одним поводом к тогдашнему пятилетнему уединению 1810—1815 годов.

Преподобный старец не единожды уходил в затвор и возвращался к людям, чтобы делиться своими духовными знаниями и опытом небесной жизни здесь, на земле. В канун войны 1812 года прозорливец ушёл молиться о России и был в затворе до рокового восстания декабристов на петербургской Сенатской площади. Известно, что он неблагосклонно отнёсся к тем из них, кто дерзнул посетить его обитель: не вера в спасительность политических форм, а устремлённость русского человека к Царству Божьему была отличительной чертой будущего России.

Осенью 1825 года, когда старец Серафим вышел из затвора, он приложил особые заботы к устроению и расширению Дивеевской общины — девического монастыря. В 1829—1933 годах, будто сводя для всех нынешних и будущих поколений России небо на землю, он организовывал в ней обустройство одной из почитаемых святынь — канавки Царицы Небесной, тропы, которой на его глазах Божия Матерь обошла святую обитель.

Преподобный Серафим скончался в 1833 году. Время стремительно ускоряло ход, и Россия с 1840-х годов стала уходить всё дальше и дальше от традиционного образа Святой Руси. Вместо стремления к образу небесного человечество стало стремиться «по-божески» устроиться на земле.

Хотя народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, при его жизни, первое предложение о канонизации преподобного Серафима поступило вскоре после коронации Александра III в 1883 году. Возможно, широкое церковное почитание святого изменило бы стремительные изменения, происходившие в сознании общества, — увлечение западной философией, рост атеистических воззрений и террористических актов, вовлечение молодёжи в движение, направленное на свержение православного самодержавия. Но канонизация не состоялась. Лишь в начале ХХ века император Николай II, сам будущий мученик и страстотерпец, настоял на канонизации Серафима Саровского, и он был прославлен в лике преподобных.

Едва ли не последний из числа старцев достопамятной Святой Руси преподобный Серафим Саровский остаётся духовным символом традиционной — православной — России, венчая ряд тех её святых, что сформировали её духовный и исторический облик. Он стоит в этом ряду как раз в середине её исторической судьбы, прозревая о том переломе, который не оставит камня на камне от её традиционного культурного облика.

Как никто другой, прп. Серафим свидетельствовал своей жизнью, что христианская жизнь состоит в стяжании Духа Святого, его поучение «стяжи Дух Свят, и многие возле тебя спасутся» стало крылатой фразой, известной каждому православному. Духовная чистота внутренней жизни и сама суть христианской веры виделись преподобному главным сокровищем души. Жизнь, прожитая прп. Серафимом, говорит нам о том, что высокая духовность не рождается из общения с миром, её источник — уединение и богопознание в тишине, кротости и молитве.

И когда сегодня всё чаще раздаётся требование к Русской Церкви решить вопрос об отношении Православия к современности и даже богословски обосновать принцип взаимодействия Церкви с социальной жизнью, мы имеем перед собой пример, данный великим русским святым Серафимом Саровским. Созидая себя в Боге, мы созидаем нашу действительность.

О, пречудный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Ирина Владимировна ВОРОНЦОВА

Подробнее...

ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ

Голосование

Лучший руководитель России