Please wait while JT SlideShow is loading images...
Проект РоссияПроект РоссияПроект Россия

Проект Россия I

«Сегодня идёт самая настоящая война. Полчища информационных войск врага разрушают нашу страну сильнее, чем некогда полчища чужих солдат. Информационная бомбардировка разрушает сознание населения…»

2005 год

Проект Россия II

«…Знающий истину должен действовать в направлении истины. Если говорящий не готов идти за своей истиной, как за ней пойдут другие?… Считаете, что вам положено участвовать в судьбе своей Родины, участвуйте»

2007 год

Проект Россия III

«…Мировоззренческая идея — то единственное, против чего нет защиты. Зацепив ум и сердце, она укореняется там, начинает расти и в итоге меняет сознание. Следом меняется понимание мира, и далее по цепочке преображаются воля и действие»

2009 год

Вы здесь:  Главная Новости Н.П. и Л.М. Анисовы - Художник с русской душой

Н.П. и Л.М. Анисовы - Художник с русской душой

http://www.proektrussia.ru/
58.jpg

 

25 мая 1873 года, 140 лет назад родился Станислав Юлианович Жуковский, выдающийся русский живописец-пейзажист

 

Молодые ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества В.К.Бялыницкий-Бируля и С.Ю.Жуковский мечтали побывать в мастерской преподавателя училища И.И.Левитана. Однажды такой случай представился. Друзья были на Чистых прудах, когда неожиданно столкнулись с идущим им навстречу Левитаном. Жуковский обратился с просьбой разрешить им посмотреть работы в его мастерской: «Исаак Ильич, помогите нам набраться бодрости и "левитановского духа" для участия на выставке, побалуйте нас вашими работами».

«Через полчаса, — вспоминал позже В.К.Бялыницкий-Бирулся, — мы подошли к Трёхсвятительскому переулку, где в доме Морозовых находилась мастерская и квартира Левитана. Помню, как мы сидели, поражённые зрелищем его прекрасных работ. Но вдруг Левитан подошёл к одному из пейзажей и начал жестоко тереть стеклянной бумагой небо. Мы были удивлены. Жуковский толкнул меня плечом. Левитан заметил наше недоумение и, продолжая тереть пейзаж, заговорил: "Видите ли, нужно иногда забывать о написанном, чтобы после ещё раз посмотреть по-новому. И сразу станет видно, как много ещё не сделано, как упорно и много ещё надо работать над картиной. Я сейчас снимаю лишнее, именно то, что заставляет кричать картину…"» Многое привлекало молодых художников в замечательном мастере.

Стараясь отмести всё чужое, наносное, Левитан помогал ученикам выявлять самих себя. «Картина — это что такое? — говорил он. — Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место».

Работы Жуковского Левитан заприметил на ученической выставке. Изучал каждый его этюд, расспрашивал, сколько времени он их писал, и от многих приходил в восторг. После этой выставки он был особенно ласков к Жуковскому и внимателен к его работам.

Было ещё нечто, что сближало обоих. Оба пережили (каждый в своё время) острую нужду, но не отступились от страстного желания стать художником. Левитану порой не в чем было прийти на выставку, и он прятался за колоннами, чтобы не увидели его рваные башмаки; Жуковскому нечем было платить за обучение, и он, во внеурочное время, не имея собственной мастерской, писал пейзажи для продажи.

В 1897 году его картина «Весенний вечер» была приобретена П.М.Третьяковым. Художнику в ту пору едва исполнилось 24 года.

Жуковский очень высоко ценил русскую живопись. С большим пиететом относился к Репину. Очень чтил А.К.Саврасова. По воспоминаниям родственника С.Ю.Жуковского, профессора Московского архитектурного института Ю.Ю.Савицкого, не однажды в присутствии художника поднимался разговор о французской живописи. Позиция Жуковского всегда оставалась неизменной.

— Моне, Сезанн и другие — прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя её под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным, — говорил он с глубоким внутренним волнением.

С.Жуковский Печальные думы

Немногословный, замкнутый, в присутствии малознакомых людей Жуковский, замечает Савицкий, чувствовал себя неуютно и с видимым трудом поддерживал беседу. Был сдержан, но за этой сдержанностью чувствовался сильный и горячий темперамент. Оживлённым и приветливым был Жуковский только среди близких ему людей. Страстный охотник он едва дожидался ранней весны, чтобы выехать в Тверскую губернию. «Только охотники по-настоящему чувствуют природу», — говорил он часто.  Своим охотничьим трофеем — огромной медвежьей шкурой — гордился, пожалуй, больше, чем самыми лучшими своими картинами.

Очень любил русскую провинцию. Многие его картины были написаны в окрестностях озера Удомли, близ Вышнего Волочка, где жил его близкий друг В.К.Бялыницкий-Бируля.

Как художник Жуковский предпочетал весну и осень. «Конечно, я пишу во все времена года, но меньше всего люблю лето. Самое интенсивное наслаждение природой для меня кончается в мае».

В конце первого десятилетия прошлого века художник избирает местом своей работы тверское сельцо Всесвятское. Сельцо представляло собой старинную усадьбу, принадлежащую Милюковым. Работал в старом помещичьем доме, за которым открывался вид на берег проточного озера. Писал многочисленные интерьеры с сохранившейся старинной обстановкой комнат.

Здесь Жуковский пишет лучшие свои картины «Первые предвестники весны» (1909) и «Праздник весны» (1911). Здесь пробуждается у него неизбывная любовь к русской старине, русскому быту.

Простая мысль проглядывает в картинах Жуковского. Красота природы — это красота Божественной мысли, разлитой вокруг нас, и человек, восприявший её, напитавшийся ею, привносит её в свой дом. «Всегда левитановец по духу, он вдруг… зазвучал мажором — прояснился, развеял дымку грусти и дрёмы», — подметил критик, увидев его последние работы. В 1907 году его избирают академиком императорской Академии художеств.

Интерес к русской усадьбе возрос в ту пору, когда дворянская культура уходила в историю. Но именно в ней видел Жуковский почву для утверждения национального самосознания. Именно поэтому пишет он и последующие свои картины «Радостный май» (1912), «Поэзия старого дворянского дома» (1912), «Былое. Комната старого дома» (1912), «Весенние лучи» (1913), «В старой аллее» (1913).

После октябрьского переворота 1917 года многое изменилось в художественной жизни России.

«Для Жуковского начало 1920-х годов было временем очень тяжёлых переживаний, — вспоминал Ю.Ю.Савицкий. — Среди части советских художников и искусствоведов были сильны тенденции к отрицанию реалистической живописи, увлечение "левыми" направлениями. Жуковский же с давних пор стоял в оппозиции к этим тенденциям».

Ему оставались близкими слова В.А.Серова: «В России жить — так уж русским быть». Размышляя над некритическим использованием достижений искусства Запада многими русскими художниками, С.Ю.Жуковский писал: «Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую рабскую зависимость, пора иметь своё лицо». Слова художника были с неодобрением встречены идеологами «нового» направления в искусстве.

После персональной выставки Жуковского в 1921 году в журнале «Театральное обозрение» появилась разносная статья А.М.Эфроса, буквально зачёркивающего всё творчество художника. «Обычная выдержка не смогла сдержать темперамент Жуковского, — вспоминал Ю.Ю.Савицкий. — Он публично нанёс Эфросу "оскорбление действием", что породило, конечно, страшный шум. Одни с полным основанием негодовали, другие считали статью Эфроса заслуживающей такой реакции. Жуковский был подавлен мыслью о том, что статья Эфроса является чуть ли не официальным выражением взглядов на реалистическое искусство. Всё это в конце концов повлияло на решение его уехать из России. Осенью 1923 года Жуковский уехал с женой в Варшаву, где и провёл последние десятилетия своей жизни».

Живя в Польше, С.Ю.Жуковский очень скучал по русской природе. Оттуда он писал своей любимой племяннице Марии: «Ты там не понимаешь, какая ты счастливая, что видишь русскую берёзку и иван-чай».

Наталия Петровна и Лев Михайлович АНИСОВЫ

Подробнее...

ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ

Голосование

Лучший руководитель России