Please wait while JT SlideShow is loading images...
Проект РоссияПроект РоссияПроект Россия

Проект Россия I

«Сегодня идёт самая настоящая война. Полчища информационных войск врага разрушают нашу страну сильнее, чем некогда полчища чужих солдат. Информационная бомбардировка разрушает сознание населения…»

2005 год

Проект Россия II

«…Знающий истину должен действовать в направлении истины. Если говорящий не готов идти за своей истиной, как за ней пойдут другие?… Считаете, что вам положено участвовать в судьбе своей Родины, участвуйте»

2007 год

Проект Россия III

«…Мировоззренческая идея — то единственное, против чего нет защиты. Зацепив ум и сердце, она укореняется там, начинает расти и в итоге меняет сознание. Следом меняется понимание мира, и далее по цепочке преображаются воля и действие»

2009 год

Вы здесь:  Главная Новости Пётр Давыдов - Футбол на Косовом поле

Пётр Давыдов - Футбол на Косовом поле

http://www.proektrussia.ru/
-56.jpg

«Когда я говорил на работе, что отпуск хочу провести в Сербии, некоторые знакомые отговаривали: "Ты что? Турция круче". Но я их просто спрашивал, бывали ли они в Сербии? Не бывали? Тогда молчите», — это говорил мне один из попутчиков, Василий Александров, алтарник Лазаревского храма Вологды.

Стать «героем дня» в Сербии легко. Нужно просто рассказать в кругу знакомых, что ты только что приехал из Космета.

Косметом сербы называют свою духовную и историческую родину — Косово и Метохию. Тот край, где возникло первое Сербское государство, прозвучали первые слова христианской проповеди, где самые великие святыни сербов. И этот край сейчас не под сербским владычеством. Там ежедневно коренные жители подвергаются унижениям и преследованиям, горят их дома и церкви, самих сербов могут легко и безнаказанно убить, их кладбища — превратить в автостоянки и общественные туалеты. То есть жизнь в Косово сегодня, мягко говоря, не сахар. Особенно для сербов. Но тем не менее они борются. Как? Сегодня — с мужественным спокойствием оставаясь жить на родной земле, какие бы оскорбления им ни выкрикивали, какие бы провокации им ни устраивали. Остаться жить в Косово — это сегодня подвиг. Не все выдерживают, конечно: уезжают в «большую Сербию» или за границу. Но многие остаются.

«Мы не одни! — говорят сербы. — Руси не заборавили су Србиjу и своjу брачу!» («Русские не забыли Сербию и своих братьев!») Они смотрят на нас как на преемников маршала Жукова и генерала Скобелева. Нам далеко до них, и, стыдясь и смущаясь, пытаешься умерить благодарственный патриотический пыл белградцев. Те отвечают: «Сейчас нам не танки-ракеты нужны, хотя они бы и не помешали. Сейчас нам нужны ваша любовь и память о нас. Живут Сербия с Россией — не превратимся мы в безликую "Европу" с её, извини за выражение, "ценностями". Не забывайте нас! И уж тем более — Косово!»

Когда спрашивают: «Как у вас родилась идея поехать в Сербию?», отвечаешь привычно: «Я её люблю». И знаю, что там меня любят.

Звоню одному вологодскому депутату-чиновнику: «Скоро должен в Сербию ехать, в Косово. Не хотели бы вы помочь восстановлению сербских церквей и монастырей в этом крае? Там сейчас каждой копейке рады будут. А из России — особенно. И вам политические дивиденды…» — «У-у, давай потом как-нибудь поговорим. Какие копейки?! Какое Косово?! Кризис!!! Оптимизация!!! "Ленд-Ровер" нечем заправить!» Пришёл в Лазаревский храм — и сразу к настоятелю: «Отец Алексий, помните, серб к нам в прошлом году приезжал, Драган из Косово? Так вот, я к нему еду. Неприятно приезжать с пустыми руками-то. Кончилось тем, что отец Алексий обратился к прихожанам с просьбой о пожертвованиях для косовских монастырей и храмов, для братьев-сербов.

Несмотря на «кризис» (который — ох, прав писатель М.Булгаков! — всё-таки в головах), жертвовать стали. Подходит бабушка, даёт 500 рублей: «Я только что пенсию получила — на-ко вот, там сербам передай». Подбегает парень с кольцом в ухе (встретил бы на улице, ни за что не подумал бы, что способен на сострадание), жутко смущается: «Это правда, что вы в Косово собрались? Жесть! Вы там братушкам приветы передайте. И эти деньги им, ладно? Я пиво пить не буду сегодня. А может, и завтра, — вздохнул. — Ну, там типа того — мы их любим, короче. С Богом». И взгляд светлый у парня, и осанка прямая…

Владыка Максимилиан, когда узнал, что я в Косово собираюсь ехать, сказал: «Так ты бы зашёл ко мне, я бы для тамошних монастырей книг передал». Так быстро увеличивались пожертвования. Теперь несколько обителей в Косово обеспечены богослужебной литературой, а также лекциями профессора А.И Осипова.

…Кто по десятке давал, кто по сотне, представительного вида дяденька смущённо протянул пятитысячную купюру — немало набрали. Около тысячи евро. Вот тебе и кризис…

Утешаемый такими размышлениями, я ехал в Косово. Утешали и прежние воспоминания о нескольких днях пребывания в монастырях «большой Сербии», общении с замечательными людьми, которые там живут. Разговариваешь с тамошними монахами и понимаешь, что христианство — это прежде всего радость. Да, тяжело бывает. Но Бог даёт радость…

Вальяжно закинув ногу на ногу, в креслах восседали турецкие солдаты под турецким флагом. Честное слово, не очень-то приятно видеть именно этот флаг здесь. Такой милый намёк на «возвращение Сулеймана» на Косово поле: мол, не забывайтесь, сербы, мы здесь не впервой.

А и не забываются. Пятьсот лет сопротивлялись оккупантам, не сдавались — и сейчас не собираются сдаваться. Боевой дух чувствуется, даже в воздухе напряжение какое-то висит — нет, в отпуск сюда не ездят. В «большую Сербию» — без проблем, а сюда, в Косово, не для отпуска приезжают. Здешние сербы и улыбаются, и песни поют, и танцуют, но… всё не так здесь. Не то веселье, не как «на гражданке»…

Помнится, хвастался друзьям-знакомым, что вот, мол, в центре-то Митровицы плакат большой висит: «Россия за нас!», помогает братушкам. Чем может, конечно, но помогает всё-таки. Гляжу — нынче нет плаката. Сняли. И кто-то не без сожаления говорит, что «за нас Россия, конечно, за нас, да вот конкретики бы хотелось. Пару месяцев назад шум был большой — МЧС огромный конвой, говорят, с гуманитарной помощью прислал. Палатки, кухни, еда, одеяла. А южнее Митровицы ничего и не попало…».

Насчёт «южнее Митровицы». У нас бытует печальный стереотип, что все сербы Косово и Метохии живут исключительно севернее реки Ибар, а на юге только шиптары обитают. К слову, Метохия и находится на юге — поэтому край и называется Косово и Метохия. Так вот южнее Ибара сербы тоже живут, и их там немало. Другое дело — как они живут.

Уже привычная процедура — смена номеров на мосту. Если едешь на юг, водитель меняет номера на «шиптарские», «независимого» Косово, если на север — на привычные сербские. Всё вроде уже понятно — чтобы камнями не закидали, чтобы, не дай Бог, не выстрелили.

Вот и первый сербский анклав — Грачаница. Тут, вокруг древнего монастыря, многие сербы нашли себе новое пристанище, новый дом — вместо разорённых, сожжённых или отнятых. Строят тут новые дома, обживаются. Монастырь величественен и изящен. Тут и договорились мы встретиться с Драганом — он должен забрать нас к себе домой, в Пасьане, ещё южнее.

Драган Николич — человек особый. Он из тех сербов, которые не представляют свою страну без России. Он — крёстный отец моей младшей дочки. Встретил меня — стоит, улыбается: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!».

«Независимое» Косово поставило новые (на деньги ЕС, разумеется) названия городов и сёл, написанные сначала по-албански, потом, как дань «толерантности», по-сербски. На многих указателях сербские названия замалёваны чёрной краской. Но это так, незначительная мелочь. Чтобы раз и навсегда закрыть тему «Как вы тут живёте?», Драган повёз нас в городок Гнилане, районный центр. Когда-то сербский. Сами сербы живут в некоторых сёлах вокруг города, в районе. А город — что город? Вот два кладбища: мусульманское албанское и православное сербское. Первое, понятное дело, ухоженное, второе представляет собой ужасное зрелище. Разбитые памятники, опрокинутые кресты, выкопанные могилы. Хоронить здесь сербам запрещено. Нет, не законом — шиптарами.

Поначалу оставалось непонятным фанатичное стремление сербов, которые, презирая опасность, оставались жить на своей земле.

Как живут, на что, чем? Сто евро в месяц — поддержка от государства. Остаётся сельское хозяйство. Земля тут действительно благословенная — несколько раз в год урожай собирают. И трудятся на своих полях с диким упорством. Скотоводством тоже занимаются, конечно. Бездельников в сёлах нет — их и раньше-то не жаловали, а сегодня они просто были бы опасны. Вот и вкалывают все от мала до велика. Ух, в нашу бы деревню такие работоспособность и трезвость — через год бы снова той Великой Россией стала, на всякие ЕС и ВТО сверху бы мы смотрели!

О шиптарах.

Семьи у албанцев многодетные, и это абсолютно не считается чем-то из ряда вон выходящим, это естественно. Поэтому главное, что вас поражает в Косово, — это огромное количество молодёжи и детей. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, кто (хотя бы в силу своей многочисленности) может диктовать здесь свои правила. Сербы это поняли слишком поздно. Это сейчас в их семьях детей стало не один-два, а больше. И за интересы семьи они готовы драться. Им плевать на смешные «материнские капиталы» — большая семья такой капиталец отгрохает, что и на новый дом хватит, и на квартиру, и ещё много на что. Кто-то жалуется, что Москва на русский город уже не похожа?.. С такими семьями, как у нас сегодня, завтра некому жаловаться будет.

Сами албанцы — не более чем инструмент влияния США и НАТО на Балканах. То есть им нужна заварушка, которую только НАТО (по просьбе «мирового сообщества») способно будет остановить — оно же, НАТО, при помощи албанцев её и организует. Будут и погромы, и убийства сербов, и осквернение церквей, разрушение монастырей. В том, что огонь уже тлеет, убедиться легко: ежедневные плевки, брань, оскорбления — совсем не новость для православных здесь. Как они тут вообще держатся? Да так и держатся — на своей сербской земле, мешая и шиптарам, и другим оккупантам. Христианское терпение страданий вошло, наверное, в плоть и кровь живущих здесь людей. О смерти здесь говорят спокойно, без надрыва и пафоса. Поначалу воспринимал это спокойствие как некий «чёрный юмор», но до юмора ли этим людям?

А смеяться они всё-таки умеют и любят. Пасьане — сербское село, где живёт Драган с семьёй. Как и в любом селе, весть о том, что появились новенькие, распространилась быстрее любого скоростного интернета. Как и в любом селе, с утра пораньше стали появляться случайно проходившие мимо соседи — так, кофейку попить. О, гости у вас. О, русские. Так и не кофейку, может? А у меня тут с собой — сами делаем. Трезвенник Драган понимает, что не отвертится, и, вздыхая, просит жену Гордану принести побольше стопок (всё равно ещё придут знакомиться). Задушевно проходят завтраки в селе Пасьане! К чести сербов нужно сказать, что меру питию они знают. Немного «ракийки», кофейку — и на поле, вкалывать. Не видел пьяниц. Один, говорят, есть на всё село, но его никто не уважает: «Не наш человек». Одна мысль не оставляла нашу «команду»: это же типичное русское. Потехе — часок, не больше, а делу — время. Где такие мужики в русской деревне, остались ли? В такой, так сказать, концентрации? Чтобы один алкаш на всё огромное село как повод показывать на него пальцем и говорить детям: «Будете лениться — будете жить, как этот вот».

«Пошли в футбол поиграем, а?» — «Да без проблем, только я ж у тебя выиграю!» — «Не-а». На нашу футбольную битву собрались несколько человек. За кого и болеть, не знают: за Стефана — негостеприимно, за меня — непатриотично. Решили так: молодой играет за «Зенит», я — за «Црвену звезду». Кто выиграл, неизвестно, потому что мяч всё время улетал за пределы поля и с холма вообще, а на счёте 76:76 все притомились. Договорились матч продолжить через пару месяцев.

Вид с холма здесь потрясающий: леса, долины, речки, поля. Как будто бы мир кругом воцарился. И очень мешает этому умиротворению ясное осознание: в любой момент всё здесь может вспыхнуть, огонь и горе будут царствовать. Впрочем, «что такое страх? — говорят мои собеседники. — В страхе есть что-то от предательства. Наслушался очередных слухов про то, что "будет ещё хуже", "вот-вот опять всё начнётся", «кризис разразится", и покорился этим слухам, уехал, ушёл, убежал из Косово. Предал могилы предков, предал свой храм, свою землю. Жить надо здесь и не бояться. Христос постоянно говорит: "Не бойтесь!» Бог не оставит — веками проверено».

Несколько десятков километров от Пасьане, и мы — в монастыре Драганац, где нас встречает огромного роста игумен Кирилл. «Вообще-то я — Кирило, но для русских братьев — завсегда Кирилл». Несколько лет назад игумен своими руками начал восстанавливать монастырь из руин. Сначала один, потом появились ещё трое монахов, потом жители окрестных сёл стали помогать — за три года монастырь восстановили. Драгану от отца Кирилла досталось за то, что стал редко приезжать: «Это конечно — политика политикой, но и про Бога не забывай — сам знаешь, чем забывчивость такая заканчивается. А вот что русских привёз, молодец». Слушаешь отца Кирилла и Драгана, читаешь их монастырский журнал, ходишь по монастырю и убеждаешься: не перестанет Косово быть сербским и христианским.

Пётр Михайлович ДАВЫДОВ

Подробнее...

ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ

Голосование

Лучший руководитель России