Please wait while JT SlideShow is loading images...
Проект РоссияПроект РоссияПроект Россия

Проект Россия I

«Сегодня идёт самая настоящая война. Полчища информационных войск врага разрушают нашу страну сильнее, чем некогда полчища чужих солдат. Информационная бомбардировка разрушает сознание населения…»

2005 год

Проект Россия II

«…Знающий истину должен действовать в направлении истины. Если говорящий не готов идти за своей истиной, как за ней пойдут другие?… Считаете, что вам положено участвовать в судьбе своей Родины, участвуйте»

2007 год

Проект Россия III

«…Мировоззренческая идея — то единственное, против чего нет защиты. Зацепив ум и сердце, она укореняется там, начинает расти и в итоге меняет сознание. Следом меняется понимание мира, и далее по цепочке преображаются воля и действие»

2009 год

Вы здесь:  Главная Новости Сергей Бабурин - Возрождение русского духа через конституционную реабилитацию православия

Сергей Бабурин - Возрождение русского духа через конституционную реабилитацию православия

http://www.proektrussia.ru/
-56.jpg

Отношение общества к религии — одна из ключевых характеристик национальной самоидентификации каждого народа. С приходом к восточным славянам Православия зародился и отшлифовался Дух Русского мира, его духовная основа («душа души»).

Православие для русского человека — не одна из многих религий, а система самой духовной жизни нашего народа. Как подчеркнул на XVI Всемирном русском народном соборе 1 октября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, у нас есть духовные ценности и нравственные границы, которые ни в коем случае нельзя сдавать, которыми нельзя поступиться.

Главным препятствием для избавления нашего Отечества от духовной и социальной скверны, от новой великой Смуты является ряд действующих правовых норм. Если мы не освободимся от нигилизма и русофобии в Конституции собственного государства, то все разговоры о возвращении в нашу жизнь духовности, нравственности и их основы — Православия останутся самообманом или лукавством.

Необходимо принципиально исправить ст. 13 и 14 Конституции России. Вспомним формулу ст. 13 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Конечно, это запоздалый испуг перед марксизмом-ленинизмом. Но если кто-то скажет, что эта норма — триумф плюрализма, то он серьёзно ошибётся. В качестве конституционного принципа провозглашён нигилизм, в Конституциях уравняли добро и зло. Объявлены равноправными лицемерие и искренность, идеология труда и идеология жульничества, вера в Бога и вера в дьявола. Идеологическое многообразие, как и отрицание идеологии, — это тоже идеология, с безоговорочной обязательностью и государственным принуждением отрицающая духовные и нравственные ценности.

Далее. Согласно ст. 14 Конституции РФ, «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Откуда эта формулировка, столь оберегаемая пришедшими в 1993 году к власти либеральными «рыночниками»? Она унаследована от революционеров-большевиков.

Ст. 13 первой советской Конституции — Конституции РСФСР 1918 г., — принятой «в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами», закрепила норму: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства, а школа от церкви». Это «отделение» повторили Конституции СССР 1936 и 1977 гг., соответствующие Конституции союзных республик. Нынешние российские «либералы» в главных мировоззренческих вопросах сохраняют примечательную верность самому жёсткому секулярному большевизму.
Современные подходы многих стран предполагают совсем иное, чем в Российской Федерации, отношение к вероисповеданию и верующим, к мировоззренческим принципам и историческим традициям, к национальным особенностям каждого народа.

Возьмем, например, Грузию, вышедшую, как и РСФСР с Украиной, из недр Советского Союза. Ст. 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признаёт исключительную роль Грузинской Православной Церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость Церкви от государства». Согласитесь: юридически корректно и с уважением к памяти предков. И не следует путать независимость Церкви от государства с их отделением друг от друга. Обратите внимание: о независимости государства от Церкви не говорится.

Пора, отказавшись от разделения религий и государства, закрепить государственную лояльность к любому вероисповеданию, а не только к атеистическому. Например: «Церкви и религиозные общины самостоятельно управляют своими делами, в частности, учреждают свои органы, определяют своих духовных лиц, основывают монастыри и другие церковные учреждения, независимые от государственных органов. Законом определяются условия обучения религии в государственных школах». А это норма ст. 16 Хартии основных прав и свобод 1991 года, являющейся составной частью современной Конституции Чешской Республики.

Наиболее нашего внимания заслуживает опыт Германии. Ст. 4 Основного Закона ФРГ от 23 мая 1949 г. гласит: «Свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных убеждений и мировоззрения ненарушимы.

Безпрепятственное отправление религиозных обрядов гарантируется». А в ч. 3 ст. 7 добавлено: «Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно. Без ущерба для права надзора со стороны государства религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин. Ни один учитель не может быть обязан против своей воли преподавать религию».

Как мы видим, государство, во-первых, надзирает за обучением и ориентируется на традиции и устои религиозных общин, их защищает; во-вторых, сохраняет образование религиозным, в-третьих, не вмешивается во внутренние дела церквей и конфессий.

Религиозные объединения равны перед законом, это верно. Но помимо вопросов юридического равенства объединений, оформляющих деятельность религиозных конфессий, существуют исторические и национальные особенности каждого народа.

Православие пришло на Русь из Византии — Восточной Римской империи. Русская Православная Церковь Московского патриархата, вобрав за века традиции и образ жизни восточных славян, воссоединившихся с ними финно-угорских и тюркских племён, и создала русскую нацию, её национальное самосознание, её цивилизационные ценности и сам Русский Дух, охвативший и великороссов, и белорусов, и украинцев. Нет никаких оснований, кроме нигилистического и космополитического злого умысла, говорить о равноправии религий на территории трёх восточнославянских государств.

Давайте в наших конституциях различать Православие как вероисповедание и Русскую Православную Церковь как религиозное объединение. Но и о православном религиозном объединении на территории исторической России следует говорить особо. Наиболее точно на послесоветском пространстве это записано в Конституции Республики Беларусь: «Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учётом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» (ст. 16).

Для нас особо значим опыт греков как народа, где сберегается основа всей православной традиции. И даже не в том, что в Конституции Греции регламентируется даже статус Святой горы Афон (ст. 105 Конституции). Главное — каково в целом отношение общества и государства к Православию.

В Конституции Греции ст. 3 начинается словами: «Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой». Клятва именем Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы входит по Конституции в присягу и президента, и депутатов парламента Греции. И это при том, что в Греции много граждан других вероисповеданий.

Убеждён, что аналогичные нормы необходимы и для Конституций Белоруссии, Молдавии, России, Украины. Православие для нас — непременное условие национальной самоидентификации. Все остальные религии равнодостойны, но исторически для наших народов вторичны. Никому ведь не приходит в голову добиваться, чтобы королева Великобритании перестала быть главой англиканской Церкви, в Ватикане исключили бы из числа главных источников права Кодекс канонического права и апостолические постановления, а в Саудовской Аравии, где всё общество «базируется на исламской вере» (ст. 11 Конституции), а «государство защищает права человека в соответствии с исламским шариатом» (ст. 26 Конституции), уравняли бы ислам с другими религиями. Да, всё это — исторические и национальные особенности.

Только глубокая конституционная реформа может изжить законодательный нигилистический большевизм. Пора признать, что ст. 14 к тому же противоречит ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, и, следовательно, религия народа и её защита от внешних угроз для государства обязательны. Именно поэтому обеспечение прав и свобод человека и гражданина называют вообще высшей целью государства.

Выдающийся западный специалист в области восточно-христианской духовной культуры кардинал Томаш Шпидлик, автор известного исследования «Русская идея: иное видение человека», заслугой русских мыслителей как раз и назвал то, что «они сумели показать, что грех — это зло, которое направлено не только "против природы", но особенно "против личности", ибо оно ослабляет всё, что ей присуще: истину, свободу, целостность. Поскольку самость — это эгоизм, то грех разрушает существеннейший элемент личности — связь с Богом, с другими, с космосом».

Таков современный мировой опыт выстраивания отношений Государства, Церкви и Общества. Убеждён, он заслуживает не меньшего изучения, чем опыт рыночных преобразований стран Европы и Азии. Особенно если понимать под инновациями не только новые экономические решения, но и заимствования социальных идей извне и применение их к собственной действительности. Тогда и возникает социальная Симфония, призванная не только укрепить существующее общество, но и обеспечить внутренний императив формирования основ устойчивого развития человечества.
Переплавив большевизм в традиционно консервативную идеологию ленинизма эпохи Брежнева, русский народный дух впал в 80-е годы ХХ века вновь в искушение неотроцкистской революционности, которое, как внешняя оболочка горькой таблетки, украдкой привнесло в современную Россию яд эгоизма и бездуховности. Что ж, ещё св. преподобный Антоний Великий предупреждал: «Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся».

Но преодоление искушения возможно только действием. «Всякий прогресс человеческой культуры достигается ценой великих жертв, упорной сознательной борьбой, которая предполагает напряжение энергии, участие сознания и воли», — писал век назад Е.Н.Трубецкой.

Ныне Россия вновь на распутье — что предпочесть: модель нигилистического либерализма, якобы обязательного для свободного рыночного хозяйства, или православную традицию, консервативную и ко многому обязывающую каждого лично. Спор о преподавании основ православной культуры в российских школах — спор не праздный. От решения вопроса, будет ли новое поколение русских понимать Православие, воспринимать его не как одну из конфессий в «многоконфессиональном государстве», а как своё миросозерцание, как некую аксиому, маяк для индивидуального сознания во мраке тотального нигилизма, зависит, сохранится ли Россия.

Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Когда мы, Церковь Божия, утверждаем великие Божественные истины, положенные в основу человеческого бытия, мы одним этим уже вступаем в невидимую брань с тем, кто был низвергнут Архангелом Михаилом».

Именно так. Когда в политической, правовой и даже духовной сферах общества низвергнуты все кумиры, отринуты ценности, перемешаны реальные и мнимые интересы — нужен некий камертон чистого звука, настоящего смысла жизни. Вернулось время аксиом. А религиозные ценности — это именно аксиомы. Без различения добра и зла, без установления Правды человек не спасётся. Народы не сохранятся. А русский народ не случайно через империю, через союзное государство сберегал многие этносы с их особой культурой — такова была миссия русского Православия.

Политическое, правовое и духовное развитие государств и народов зависит от скреп, собирающих эти государства и народы в одно целое, от базовых принципов общества. Для русского и многие века единых с ним народов такой скрепой было и остаётся Православие.

Вместо нигилистической аксиомы «В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной» следует записать, например, такую конституционную норму:

«1. Российское государство признаёт исключительную роль Русской Православной Церкви в истории России, православные ценности остаются и ныне духовной основой нравственности и культуры русского народа. Вместе с тем в Российской Федерации провозглашается полная свобода религиозных убеждений и вероисповеданий, независимость Церкви от государства.

2. Свобода религиозного сознания неприкосновенна. Пользование личными и политическими правами не зависит от религиозных убеждений каждого.

3. Всякая известная религия свободна, и отправление её культовых обрядов осуществляется безпрепятственно под охраной закона. Отправление культовых обрядов, оскорбляющих общественный порядок или нравственные нормы, не допускается».
 

Подробнее...

ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ

Голосование

Лучший руководитель России