Please wait while JT SlideShow is loading images...
Проект РоссияПроект РоссияПроект Россия

Проект Россия I

«Сегодня идёт самая настоящая война. Полчища информационных войск врага разрушают нашу страну сильнее, чем некогда полчища чужих солдат. Информационная бомбардировка разрушает сознание населения…»

2005 год

Проект Россия II

«…Знающий истину должен действовать в направлении истины. Если говорящий не готов идти за своей истиной, как за ней пойдут другие?… Считаете, что вам положено участвовать в судьбе своей Родины, участвуйте»

2007 год

Проект Россия III

«…Мировоззренческая идея — то единственное, против чего нет защиты. Зацепив ум и сердце, она укореняется там, начинает расти и в итоге меняет сознание. Следом меняется понимание мира, и далее по цепочке преображаются воля и действие»

2009 год

Вы здесь:  Главная Новости Яна Амелина - Прошло пять лет: Тбилиси не сделал выводов

Яна Амелина - Прошло пять лет: Тбилиси не сделал выводов

http://www.proektrussia.ru/
-57.jpg

В августе Южная Осетия и вся Россия отмечают пять лет со дня начала «августовской войны» — такое красивое название придумали для грузинской агрессии против суверенного и состоявшегося, хотя на тот момент и не признанного государства. Нет худа без добра: теперь РЮО и Абхазия — признанные государства, и Тбилиси следует навсегда забыть о «восстановлении» мифической «территориальной целостности» Грузии.

С октября прошлого года, когда на парламентских выборах в Грузии победила оппозиционная коалиция «Грузинская мечта», возглавляемая бизнесменом Бидзиной Иванишвили, российско-грузинские отношения переживают определённый подъём. Отвечает ли это национальным интересам России — на самом деле большой вопрос. Ясно, что после прохождения «точки невозврата», пришедшейся на 8 августа 2008 года, российско-грузинские отношения никогда уже не будут прежними.

При этом очевидно, что скорейшее улучшение отношений нужно прежде всего Грузии. Социально-экономическое положение страны таково, что от полного краха её спасает лишь инерция. Политически Грузия может состояться только в стратегическом союзе с Россией, которой грузинские государство и народ обязаны своим существованием. Инфантильные попытки «найти своё место» в Европе вообще и Европейском союзе в частности вызывают лишь недоумение: более чем очевидно, что Грузия не является европейской страной и по одной этой причине не может и мечтать о вступлении в ЕС. Даже военный блок западных держав как-то не спешит видеть Грузию в своих рядах. Грузия — показательный пример государства с ограниченным суверенитетом, находящегося под контролем Запада и непосредственно США, заинтересованных в максимальном ослаблении России в Закавказье, а заодно и в распространении в регионе всех последних западных «достижений» вроде однополых браков и прочих «радостей».

Однако Запад больше не может содержать Грузию — кризис. И политически, и экономически Грузия находится в крайне неблагоприятной ситуации, разрешить которую можно лишь путём получения преференций от нового донора, на роль которого предсказуемо выбрана Россия. Ведь с Турцией и Ираном отношения исторически как-то не сложились.

Между тем, несмотря на премьерство г-на Иванишвили и преследования соратников пока ещё президента Саакашвили, никаких кардинальных изменений в грузинской политике, что внутренней, что внешней, в действительности не произошло. Напротив, возникает стойкое ощущение «уже виденного»: всё буквально до мелочей напоминает первые шаги режима Саакашвили после прихода к власти в 2003 году.

Удивляться тут нечему, поскольку команда «Грузинской мечты» идеологически, а по ряду основных позиций и персонально (председатель парламента Давид Усупашвили, министр обороны Ираклий Аласания и ряд других) является «вторым изданием» команды Саакашвили тех времён. Со всеми её внешнеполитическими ориентирами и реваншистскими представлениями относительно «восстановления территориальной целостности Грузии».

Идеологическая преемственность режимов подтверждается принятой 7 марта 2013 года грузинским парламентом резолюцией «О направлениях внешней политики Грузии». В пункте 2 этого документа указывается, что «главной задачей внешней политики Грузии является… деоккупация территорий и восстановление целостности страны в международно признанных границах». Третий пункт утверждает, что приоритетом внешней политики является интеграция в европейские и евроатлантические структуры, т.е. вступление в Евросоюз и НАТО.

Россия впервые упоминается в пункте 11, где говорится, что «Грузия ведёт диалог с Россией как с использованием международных механизмов в Женеве, так и в двухстороннем формате» для «урегулирования конфликта, установления добрососедских отношений и их развития». Наконец, в пункте 18 констатируется, что «у Грузии не может быть дипломатических отношений, и она не может быть в военно-политическом или таможенном союзе с теми государствами, которые признают независимость Абхазии и Цхинвальского региона Южной Осетии». Приоритеты действительно не вызывают сомнений.

Всё это ясно говорит об опасности иллюзий о возможности «прорыва» в межгосударственных отношениях и надежд на «добрую волю» правительства Иванишвили. Наметившаяся в последние месяцы тенденция, когда «улучшение» российско-грузинских отношений обусловлено односторонними шагами России, не может считаться позитивной, поскольку происходит именно и только за счёт РФ.

Грузинская сторона, по вине которой отношения и оказались в таком тупике, принимает российские уступки как должное. Тбилиси не собирается приносить хотя бы формальные извинения за развязывание войны в Южной Осетии, за убийство сотен российских граждан — миротворцев, осетинских ополченцев и мирных жителей, в конце концов, за нанесённый Грузией огромный материальный ущерб. Высокомерный по отношению к России тон грузинских официальных лиц, не говоря уже о пропаганде, отнюдь не сменился для начала хотя бы нейтральным. Разговоры о «расследовании» событий пятилетней давности удовлетворить Россию никак не могут.

Разумеется, это не случайность. Важнейшим фактором, способствовавшим такому развитию событий, стали не политические просчёты высшего руководства Грузии, а ряд негативных черт грузинского национального характера, отмечаемых всеми народами, отношения которых с грузинами в тот или иной исторический промежуток времени были достаточно тесными.

Главный из них — гордыня. Православные наблюдатели, комментируя деятельность Михаила Саакашвили, в один голос говорят о бесовщине. И только это объясняет логику действий грузинского руководства.

Августовские события (как ранее — развитие грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликта) доказали, что грузинский политикум де-факто отказывает осетинам и абхазам в праве на существование, и вокруг этого постулата достигнут национальный консенсус. Часть грузинского общества, не разделяющая подобные убеждения, оказалась не в состоянии активно противостоять милитаристскому курсу официального Тбилиси.

К сожалению, грузинское общество, в том числе в лице государственных органов, не извлекло из национальной трагедии должных уроков. В целом грузинский народ поддерживал авантюристическую, агрессивную, неадекватную политику своего президента. Но без покаяния нет прощения и нет «диалога», к которому так упорно призывают российские активисты прогрузинского лобби.

Кроме того, трудно не заметить, что российско-грузинские отношения осложнены противоречиями, разрешение которых в интересах России в ближайшее время объективно невозможно. Грузия продолжает настаивать на возвращении Южной Осетии и Абхазии в состав грузинского государства.
 
Однако РФ никогда не откажется от признания этих республик. В свою очередь, нынешняя Грузия также не может отказаться от концепта «восстановления территориальной целостности», поскольку он лежит в основе мировосприятия современного грузинского общества, являясь «цементирующим раствором» грузинской государственности.

Второй «камень преткновения» в российско-грузинских отношениях — евроатлантическая интеграция Грузии. Необходимость обеспечения Россией безопасности по обе стороны Большого Кавказского хребта, которая бы гарантировалась отказом Грузии от вступления в НАТО, остаётся проблемой, разрешать которую Тбилиси на ближайшую и среднесрочную перспективу не намерен, да и не в состоянии.

Итак, ни по одному из принципиальных вопросов позиция Грузии не изменилась ни на йоту. Вот из этого, а не из абстрактных представлений о благих намерениях нынешнего и предыдущих грузинских режимов, и следует исходить.

Печально, что российская сторона не использовала девятимесячный (с момента победы «Грузинской мечты») запас времени для перехватывания у Грузии инициативы относительно Северного Кавказа и Закавказья. Толка от этого промедления не было: предсказуемо расценив уступки России как неготовность отстаивать свои интересы, Тбилиси помимо принятия вышеупомянутой резолюции «О направлениях внешней политики Грузии» постепенно реанимирует саакашвилевскую политику на северокавказском направлении. А она носит откровенно антироссийский характер и прямо направлена на усиление сепаратистских и исламистских настроений в республиках Северного Кавказа.

Однако всё ещё вполне можно переиграть. Россия должна навязать собственные правила игры, исходя из ряда принципиальных позиций. Грузия обязана подписать договор о неприменении силы с РЮО и РА, отказаться от вступления в НАТО, а главное (потому что мораль должна стоять в политике на первом месте) — принести официальные извинения за события 2008 года. Виновные в развязывании агрессивной войны и военных преступлениях должны оказаться на скамье подсудимых. Понятно, что суверенный статус РЮО и Абхазии не является ни предметом обсуждения с Тбилиси, ни тем более «разменной монетой» на переговорах с командой Иванишвили. Грузии следует наконец примириться с «потерей территорий», которые, оказавшись там в результате «мудрой» советской национальной политики, никогда не хотели находиться в её составе и наконец обрели независимость. Пролитая кровь навеки закрепила нынешнее положение дел.

Яна Александровна
АМЕЛИНА

Подробнее...

ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ

Голосование

Лучший руководитель России