Please wait while JT SlideShow is loading images...
Проект РоссияПроект РоссияПроект Россия

Проект Россия I

«Сегодня идёт самая настоящая война. Полчища информационных войск врага разрушают нашу страну сильнее, чем некогда полчища чужих солдат. Информационная бомбардировка разрушает сознание населения…»

2005 год

Проект Россия II

«…Знающий истину должен действовать в направлении истины. Если говорящий не готов идти за своей истиной, как за ней пойдут другие?… Считаете, что вам положено участвовать в судьбе своей Родины, участвуйте»

2007 год

Проект Россия III

«…Мировоззренческая идея — то единственное, против чего нет защиты. Зацепив ум и сердце, она укореняется там, начинает расти и в итоге меняет сознание. Следом меняется понимание мира, и далее по цепочке преображаются воля и действие»

2009 год

Вы здесь:  Главная Новости Протоиерей Александр Шаргунов - Пойте Богу разумно

Протоиерей Александр Шаргунов - Пойте Богу разумно

http://www.proektrussia.ru/
-10.jpg

 

7 июля – Рождество Предтечи Господня Иоанна и память всех святых, в земле Российской просиявших

 

В этом году праздник Рождества Предтечи совпадает с днём памяти всех святых, в земле Российской просиявших. Святой Иоанн Златоуст говорит, что смысл почитания святых заключается в том, чтобы мы сами начали учиться святости и, размышляя о будущем наших детей, старались с первых же дней направлять их к святости.

Мы видим три совершенно разных отношения к произошедшему событию. Все соседи собрались в доме праведных Захарии и Елисаветы, услышав о потрясающей новости. Многие из них чисто внешне участвуют в этой радости. Как знакомо нам это явление! Люди, как правило, все радуются, что родился человек, но мало кто задумывается, что значит это рождение. Что предшествовало ему и что ждёт впереди этого человека.

Такими, увы, бывают многие христиане не только в подобных ситуациях, но и по отношению к праздникам Церкви. Они участвуют в общем торжестве — например, в празднике Рождества Предтечи или в празднике всех наших святых, в двунадесятых праздниках. Но они не задумываются о том, что предшествовало этому событию, с чего начиналась история нашего спасения, что ждёт впереди всех нас, какой путь мы должны пройти, чтобы достигнуть Господа. Они просто стоят в храме вместе со всеми, молятся, как бы участвуя в этом. Они живут моментом, тем, что совершается сейчас в храме. Но не связывают это ни с чем. Внешние обстоятельства определяют их веру, а не вера придаёт их жизни единственный смысл и силу, без которой всё не имеет значения. Разве не сказано нам: «Пойте Богу разумно»? Не из такой ли бездумности рождается теплохладность — самое опасное, как мы знаем, что может быть в духовной жизни? Человек не старается проникнуть в Промысл Божий, понять, почему этот праздник дан Церкви, почему эти события происходят сейчас. Он, по существу, безучастен к тому, что надеется Бог совершить с родом человеческим или хотя бы с тем народом, в котором он живёт. И в конце концов, лично с ним самим.

А есть другое отношение, которое являют святые праведные Захария и Елисавета при рождении младенца. Для них это событие — рождение их чада — встреча с Богом. То, что младенец родился, то, что это чудо произошло, они связывают со своим отношением к Богу и с надеждой на соединение с Богом в будущем. Есть такие верующие, которые всегда заботятся о том, чтобы вера их углублялась, чтобы открывалось им присутствие Божие в том, что совершается в празднике. Такими были все наши святые. Как важно осознать действие Промысла Божия в празднуемом событии! Увидеть прошлое, которое вело к этому событию и к этому празднику, и обрести надежду на будущее, уготованное для нас Господом.

Но есть самое главное отношение. Это отношение Бога к рождению младенца, отношение Бога к рождению Предтечи, отношение, которое можно назвать явлением верности Бога. Рождество Предтечи — это праздник верности Бога Своим обетованиям. Тому, что Бог издревле обещал роду человеческому, когда он утратил истинную жизнь, подчинившись власти зла и смерти. Обещание Божие об избавлении от вечного духовного рабства начинает исполняться. Надежда на будущее присутствует в этом празднике верности Бога, потому что Предтеча будет тем, кто уготовит путь грядущему Мессии, Спасителю мира.

Мы не можем не радоваться с праведными Захарией и Елисаветой, не изумляться вместе со всеми святыми тому, что Бог совершил в истории рода человеческого, в судьбе нашего народа, в судьбе каждого из нас. На такой глубине мы призваны всякий раз видеть дар новой жизни, тайну каждого человека. Можно быть как все, становясь толпой даже в самой Церкви. Радоваться прекрасным песнопениям, не задумываясь о глубине того, что этот праздник раскрывает в нашей жизни. Нужно быть теми, кем были праведные Захария и Елисавета в день рождения их младенца, и теми, кем были все наши святые.

Когда человек участвует в празднике только внешне, его радость можно уподобить огню, который горит очень недолго. Существует опасность — подменить радость, которую может дать только Господь, каким-то общим воодушевлением, эмоциональным восторгом, в то время как эта радость глубоко сокровенна. Такой огонь горит до тех пор, пока есть достаточно дров, чтобы возгревать его. На завтрашний день остаётся только пепел. Для подлинного участия в том, что Господь дарует нам в этом празднике, требуется иное отношение. Тогда пламя радости будет таким, которое даёт узнать присутствие Самого Бога в этом событии, в этом празднике. Тем, что будет освящать всю нашу будущую жизнь, укреплять нас мужеством принять любые испытания, потому что мы знаем теперь, что Господь присутствует во всех событиях нашей жизни. И Он заранее предваряет нас Своей милостью. Он всегда исполняет все обещания, которые когда-либо Он давал. И ведёт нас к жизни совершенной.

О трёх вещах будем помнить, совершая сегодняшний праздник Предтечи и всех наших святых. Чему учит Предтеча? Покаянию прежде всего. Покайтесь, — говорит он, — ибо приблизилось Царство Небесное. Это есть путь всего рода человеческого, каждого из нас, путь всех святых. Чем больше мы сознаём, насколько Царство Божие приблизилось к нам, чем глубже даётся нам пережить праздник, узнать благодать Христову, тем осмысленнее будет наше покаяние, изменение нашей жизни из серой, греховной на прекрасную, Богом преображаемую.

Во-вторых, Предтеча послан для того, чтобы уготовить путь Господень. Все наши святые были такими. И каждый из нас в этом смысле должен быть предтечей для Господа. Предтечей для другого человека, чтобы жизнью и смертью своей открыть другому человеку подлинную жизнь во Христе. И предтечей для самого себя. Уготовить Господу крещение огнём и духом. Чтобы дано нам было благодатно познать, что Бог есть. И Он всегда участвует в том, что происходит с нами.

Наконец, Предтеча — это тот, чей взор всецело устремлён ко Христу. Он забывает о себе, он не видит себя, он радуется тому, что становится всё меньше и как бы совсем исчезает, оттого что Христос является другим людям. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, — говорит он о Христе. И Откровение другого Иоанна — Иоанна Богослова — говорит нам о браке Агнца. О Том, Кто сподобляет всех кающихся небесной радости — быть вместе с Вечным Женихом. Путь этот предполагает такую верность Господу даже до крови, которую явили все наши святые, будь то мученики или преподобные, ту верность, о которой Сам Христос говорит: Се, Аз посылаю вас как агнцев посреди волков. Чтобы мы приняли с благодарностью от Бога честь и милость быть одного с Ним рода,
человеческого и Божественного, по дару Христа. Первым в этом роде вслед за Божией Матерью является больший из рождённых женами. И первыми, вне зависимости от того, в каком времени они жили, являются все наши святые — те, кто в течение всей своей жизни возвращались к первой любви, благодатно воспринятой ими от Господа.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

Подробнее...

ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ

Голосование

Лучший руководитель России