Please wait while JT SlideShow is loading images...
Проект РоссияПроект РоссияПроект Россия

Проект Россия I

«Сегодня идёт самая настоящая война. Полчища информационных войск врага разрушают нашу страну сильнее, чем некогда полчища чужих солдат. Информационная бомбардировка разрушает сознание населения…»

2005 год

Проект Россия II

«…Знающий истину должен действовать в направлении истины. Если говорящий не готов идти за своей истиной, как за ней пойдут другие?… Считаете, что вам положено участвовать в судьбе своей Родины, участвуйте»

2007 год

Проект Россия III

«…Мировоззренческая идея — то единственное, против чего нет защиты. Зацепив ум и сердце, она укореняется там, начинает расти и в итоге меняет сознание. Следом меняется понимание мира, и далее по цепочке преображаются воля и действие»

2009 год

Вы здесь:  Главная Новости Александр Бобров - Дальше – освобождение Европы

Александр Бобров - Дальше – освобождение Европы

http://www.proektrussia.ru/
32.jpg

 

              200 ЛЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА

 

В ноябре 1812 года после ожесточённых боёв под Малоярославцем армия Наполеона потеряла свою боеспособность. По Старой Смоленской дороге ещё до всяких морозов начала отступать много наворовавшая, но ещё более утратившая армада. В сражении у поселка Красное под Смоленском 15 ноября русские войска нанесли ещё одно серьёзное поражение беспорядочно отступающей Великой армии Наполеона.

Тем смешнее было наблюдать, как в очередном опусе Алексея Пивоварова «Отечественная. Великая» на НТВ каждая заставка уже на фоне разложившейся армии продолжала содержать вопрос: «Кто победил в Отечественной войне 1812 года?» Сам продюсер в многочисленных анонсах и интервью утверждал: «Пришло время сделать следующий шаг. «Отечественная. Великая» — это полноценный игровой фильм, при этом остающийся документальным: каждая сцена и каждая реплика в нём подтверждаются историческими источниками, свидетельствами и фактами». Полноценный? В другом месте «полноценный художественный»! Да-а, такое может брякнуть только выскочка и мальчик-мажор.

Я помню, как великий Сергей Бондарчук устроил просмотр на «Мосфильме» недомонтированного фильма «Борис Годунов», чтобы услышать от коллег-режиссёров, актёров и писателей мнение: полноценно ли, художественно ли? Мастер колебался, завершая сокровенный исторический труд. А тут журналист НТВ, возомнивший себя ваятелем исторических лент и «новых прочтений», запросто лепит: «Впервые в эфире российского телевидения будет использован новый подход к документалистике: на основе тщательно выверенных фактов и исторических свидетельств создаётся, по сути, художественная лента, главные роли в которой исполняют известные актёры — Вера Строкова, Юрий Чурсин, Олег Любимов и другие». Всё-то у него «впервые», в «новом прочтении», а сам из болота банальностей и ошибок не вылезает.

Кстати, все актёры по вине продюсера и режиссёра сыграли плохо, позже скажу — почему.

Обещали: одного из ключевых персонажей (до премьеры авторы «не раскрывали», кого именно) сыграет кинопродюсер Марк Рудинштейн. И он бездарно сыграл… Кутузова. Простите нас, светлейший князь Михаил Илларионович! Вот до чего мы докатились к 200-летию Вашего главного сражения. Может ли этот человек, который не вылезал из кадра и сипло выдавал неубедительно наиболее патриотические доводы, сыграть суворовского ученика? Смеет ли он, с лицом и пузом директора ломбарда или кинофестиваля в Сочи, повторить Ваши излюбленные слова: «Счастье и наивеличайшая честь носить русский мундир!» Господи, как жаль, что нет наследников, кто подал бы в суд на это кощунство Пивоварова с его скользкой ухмылочкой.

Вообще сколько зрителей осилило эту затянутую муть? Когда даже главный герой — французский офицеришка с косичками — заговорил на блатном жаргоне: «Наполеон вас на Березине просто кинул!». То есть удачно сбежал по лживой переправе. Да не русских он кинул, а свою несчастную армию, из которой спаслось в конце ноября всего 7 тысяч деморализованных вояк от 600-тысячной разноплемённой армии, переправившейся через Неман в июне 1812 года. Вдумайтесь в эти разящие цифры: 600 и 7. Каковы потери за пять месяцев якобы успешной кампании, какова всеевропейская трагедия народов и бездарность самого Наполеона! Но нет: подзаголовок фильма — «Кто победил в 1812 году?». Эта заставка появлялась перед каждым огромным рекламным блоком, а к концу, когда показывали французских мародёров и насильников, пьяниц и шаромыжников, эта заставочка вызывала просто смех и презрение к создателям «полноценного откровения» за большие деньги: столько актёров, массовых сцен, артиллерийских орудий, форм, интерьеров! О масштабе проекта говорит даже имя генерального спонсора — российского банка ВТБ. И всё по воле Пивоварова — мимо! Надо уметь…

Пивоваров, сочиняя заявку под грандиозную смету для ВТБ и повторяя это в анонсе накануне, несёт полную чушь, непозволительную даже вечернику журфака: «Мы исходили из того, что нам нужно сделать фильм о войне двенадцатого года интересным всем. Большинство наших знаний о ней почерпнуто из поэмы Лермонтова “Бородино”, по сути — героической легенды. Что именно мы отмечаем — победу? Но чью и над кем? У историков до сих пор нет единого мнения: был Наполеон агрессором или жертвой интриг, втянутым в нежеланную им кампанию?» Дико это было слушать в эфире, а глазами перечитывать — смешно. Ну, узнай хоть что-то о войне 1812 года, о Наполеоне не для выискивания «жареных» фразочек и примеров русского варварства, а в высоком патриотическом и геополитическом ракурсе!

Флигель-адъютант Александра I — выдающийся военный, глубокий политик и прекрасный литератор Михаил Орлов — ответил на вопросцы Пивоварова твёрдо ещё тогда: «…Он пользовался неограниченно Францией как завоёванной землёй. Он выковал из неё оружие на своих противников, цепи для порабощения мира своей владычествующей идеей. Это была несбыточная идея всеобщей монархии, и ей-то постепенно принёс он в жертву всё, что только мог как человек и как гражданин: чистоту намерений и безукоризненность средств; покой собственной совести и покой Франции и мира». Вот грандиозная тема — займись, вникни. Нет, легче свалить всё в кучу, надёргать «аргументов и фактов» на уровне одноимённой газеты и снять фильм «Безродная. Мелочная» — отвратительно!

Заявляю как профессионал, не собираясь обижать режиссёра фильма Романа Беляковича и оператора Вадима Деева, рваное полотно не удалось и чисто профессионально. Сняты неплохие батальные сцены, выразительно (вопреки горячему лепету французского офицера) показана деградация французской армии в снегах России. Но смысловая, центральная часть — никуда не годится. Всё снято у бивачного искусственного и ненужного, по идее, костра: все герои освещены и показаны отвратительно. Например, долго не мог понять: ветеран — это «шоумен» Якубович с типичными усами или какой-то актёр? Все с выпяченными животами, даже идущие в штыковую. Французский и русский офицеры — не отличимы. И вообще: смотреть и слушать два часа сбивчивые споры при свете костра (ну, ясно, там осветительная аппаратура и прочее) — невыносимо. Только пьяные туристы могут столько высидеть, бренча под гитару. А тут — надо, по идее, вникать в доводы, подколы, подобранные примеры. К тому же в отсветах костра и в сером смертельном свете появляются зловеще Багратион, Барклай, другие фигуры, похожие на привидения. Полный провал.

Концовку сценаристы сделали тоже со смыслом: русские-победители рассорились промеж собой по смешному поводу: кто выиграл войну — Кутузов, партизаны, зима (ну, куда без неё)? Поставили точку: выиграл Александр: он, мол, ещё за полтора года до войны предрёк, что выиграют наши неизмеримые пространства. Мол, правитель — всех мудрее… Но кем просторы населены? Кто стоял под Смоленском и на берегах Колочи, кто бил французов на Старой Смоленской дороге и Березине? Все они, включая государя Александра, — русский народ. Вот он и победил Наполеона. Сомневаться в этом могут только Пивоваров и его цензоры. А Кутузов в конце ноября на Березине поставил, по сути, точку в войне 1812 года. Дальше началось — освобождение Европы.

Александр Александрович БОБРОВ

Подробнее...

ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ

Голосование

Лучший руководитель России