Please wait while JT SlideShow is loading images...
Проект РоссияПроект РоссияПроект Россия

Проект Россия I

«Сегодня идёт самая настоящая война. Полчища информационных войск врага разрушают нашу страну сильнее, чем некогда полчища чужих солдат. Информационная бомбардировка разрушает сознание населения…»

2005 год

Проект Россия II

«…Знающий истину должен действовать в направлении истины. Если говорящий не готов идти за своей истиной, как за ней пойдут другие?… Считаете, что вам положено участвовать в судьбе своей Родины, участвуйте»

2007 год

Проект Россия III

«…Мировоззренческая идея — то единственное, против чего нет защиты. Зацепив ум и сердце, она укореняется там, начинает расти и в итоге меняет сознание. Следом меняется понимание мира, и далее по цепочке преображаются воля и действие»

2009 год

Вы здесь:  Главная Новости Алексей Торба - Рать святая

Алексей Торба - Рать святая

http://www.proektrussia.ru/
-25.jpg

 

              27 АПРЕЛЯ – ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ

 

В храм святого Лазаря в Ларнаке мы поехали из Лимассола. Ларнака переводится как «гроб, саркофаг», поскольку именно в этом городе, известном в древнем мире под названием Китион, был похоронен святой праведный Лазарь Четверодневный, бежавший туда от иудеев после воскрешения его Иисусом Христом из мёртвых. Ему было тогда тридцать лет, и прожил он в Ларнаке до своей кончины в шестидесятилетнем возрасте.

Улыбка Лазаря

…Трудно было сразу разобрать это извивающееся существо, которое нёс на руках служитель храма святого Лазаря по ступеням, круто уходящим с солеи под алтарь. Низко наклонившись, чтобы не удариться головой об арку дверного проёма, он спускался в полутьму подвального помещения, посреди которого стояли два каменных саркофага с разбитыми у изголовья крышками, а у его груди что-то не то стонало, не то царапалось. Оскалённый рот, замутнённый муками взгляд — вот и всё, что удалось разглядеть мне, но этого было достаточно, чтобы невольно отшатнуться в сторону. Но уже в следующее мгновение после того, как служитель бережно склонился со своим грузом над саркофагом, я не мог оторвать глаз от разом преобразившегося мальчугана, едва только он прикоснулся к крышке каменного гроба.

За спиной киприота, в чьих сильных руках на глазах оживало обмякшее тело мальчишки, я услышал русскую речь — это две женщины, сопровождавшие больного ребёнка, пытались ему что-то втолковать. Но в разъяснениях мальчик не нуждался. Он сам убедился, что муки на самом деле отступили от него, и теперь шептал слова благодарности своему избавителю.

Напившись святой воды из родничка рядом с саркофагами, мы поднялись в храм, куда после обнаружения части мощей они были перенесены в 1972 году. До этого считалось, что мощи святого Лазаря безвозвратно утрачены, так как в 890 году из саркофага с надписью «Лазарь, бывший мёртвым четыре дня, Друг Христа» в небольшой церкви, существовавшей на месте нынешнего храма, по приказу византийского императора Льва VI Мудрого они были доставлены в Константинополь, а оттуда их увезли крестоносцы. Никому и в голову не приходило, что за стеной, возле которой стоял опустевший саркофаг, в котором когда-то пребывала главная часть мощей, находится ещё один саркофаг. В нем-то и сохранилась до наших дней другая часть мощей святого Лазаря, найденная во время реставрационных работ.

Просторный трёхнефный храм на гробнице святого Лазаря, в котором сейчас его мощи выставлены для всеобщего поклонения, сложен в конце IX века из крупных каменных блоков. Из-за того, что храм не оштукатурен, он напоминает огромный склеп, только в отличие от подалтарного, в котором находятся саркофаги, весь пронизанный светом, и потому вовсе не страшный, а наоборот, добрый и радостный.

Тут выяснилось, что служительница, подметавшая красную ковровую дорожку на ступенях к Царским вратам, тоже из России. Она привела известные ей примеры исцелений наших соотечественников, посещавших этот храм. Но главное чудо, о котором она поведала, произошло в её душе. Бывшая учительница физики и математики, приехавшая из России на Кипр подзаработать, оказалась в храме случайно: предыдущая работа в ресторане её не устраивала. Сравнивая себя с работающими в храме киприотами, она не скрывает, что отношение к религии у неё более сдержанное, и смеётся: лекции по научному атеизму в пединституте сделали своё дело! Но вот что стала последнее время замечать за собой: в храме ей теперь так хорошо, что она не хочет уходить из него после окончания рабочего дня и готова трудиться в нём даже безплатно.

Своего имени она просила в прессе не называть, зато другая присоединившаяся к нашему разговору россиянка — Татьяна Кормщикова, — наоборот, попросила сделать это.
— Почему Россия помогла Кипру долгосрочным кредитом в 2,5 миллиарда евро, а руководство этой страны не помогает проживающим в ней россиянам побыстрей получить гражданство? — обратилась она ко мне.

Возмущение Татьяны можно понять. Вот уже несколько лет живёт она на Кипре, состоит в браке с киприотом, но не может получить паспорт этой страны. По этой причине молодая женщина никак не устроится на работу. Магазин неподалёку от храма святого Лазаря, в котором она работала раньше, закрылся, а владельцы других торговых предприятий, услышав об отсутствии кипрского паспорта, безцеремонно показывают ей на дверь. Унизительное положение, в котором она оказалась, скрашивает только посещение храма святого Лазаря.

Порой только здесь находят они утешение от своих бед. Глядишь, благодаря нашей беседе и правители обеих стран помогут им получать гражданство не через семь лет проживания на острове, как это сейчас практикуется, а гораздо раньше. К этому обязывает не только всёвозрастающее влияние России на состояние экономики Кипра, но и роль, которую она испокон века играет в его духовной жизни. Достаточно сказать, что колокольня храма святого Лазаря была построена только после нашей победы в русско-турецкой войне, поскольку до этого турки, которые снесли три его купола (они не восстановлены до сих пор), запрещали киприотам звонить в колокола.

Правда, во время франкской оккупации острова в 1192— 1570 годах храм тоже имел колокольню, видимо, разрушенную позже турками, но о претензиях латинян на владение храмом сейчас напоминает только их пятикрестная эмблема над северным входом — так называемый Иерусалимский крест. Зато над южным входом в храм греет сердце православных двуглавый орёл — символ России, преемницы культуры и устремлений Византии.

По дороге успел забежать в книжную лавку напротив храма, в которой купил выпущенную на Кипре в 1999 году книжку «Святой Лазарь. Друг Христов и первый епископ Китийский. История Его Храма в Ларнаке». С удивлением прочитал в ней о том, что святой Лазарь за все тридцать лет, прожитые им в Китионе до своего второго и на этот раз окончательного погребения в 63 году нашей эры, улыбнулся только один раз.

Случилось это, как пишет иеромонах Софрониос Р. Михаелидес, когда, увидев, что кто-то хочет украсть глиняный горшок, святой Лазарь воскликнул: «Глина крадёт глину!» Представляю, насколько печальной была при этом его улыбка. Ведь любой человек, утративший связь с Богом, после своего погребения вряд ли может спастись. Что мы без помощи Божией? Бездуховная земля, из которой созданы и в которую вернёмся, чтобы оказаться в аду, в котором четыре дня пребывал ветхозаветный Лазарь. Пережитый им в преисподней ужас он донёс до жителей Китиона за тысячу лет до того, как наши предки-славяне приняли христианство.

Преодолевая барьеры

Говоря языком военных, о месте расположения этого монастыря можно сказать: хорошо замаскировались! Мы подошли к монастырю святого Георгия у Чёрной горы, расположенному в десяти километрах от Ларнаки, почти вплотную, но, кроме тростниковых зарослей вперемешку с роскошными пальмами и кактусами, ничего особенного не видели. До демаркационной линии, разделяющей греческую и турецкую сторону, отсюда пара сотен метров, и почти вплотную примыкающую к ней православную обитель можно сравнить с гнездом, надёжно укрытым заботливыми родителями от пернатых хищников.

Настоятель монастыря святого Георгия архимандрит Симеон предупреждён о нашем приезде. Казалось бы, кто мы такие, чтобы старец, исповедующий иерархов Кипрской Православной Церкви, выходил навстречу русским паломникам? И лишь познакомившись с ним поближе, мы поняли, какую роль играет Россия в его жизни.

О былом византийском величии монастыря здесь напоминает лишь капителий сохранившейся мраморной колонны. После того как в 1821 году турки убили многих священнослужителей и мирян Кипрской Церкви, процветавшая некогда обитель пришла в упадок. От неё остались лишь построенная в начале XVIII века церквушка да два полуразрушенных здания для овец. Лишь в 1994 году несколько монахов взялись за восстановление монастыря и заложили фундамент храма в традиционном византийском стиле.

Спустившись в расположенное в цоколе будущего храма помещение, мы словно вернулись в Россию, точнее, в Оптину Пустынь, в честь старцев которой освящён этот подземный храм — так запал в сердце старца Симеона образ старца Зосимы из романа Достоевского «Братья Карамазовы», прообразом которого был преподобный Амвросий Оптинский. И сам он, такой же, как старец Зосима, худощавый, воздушно-лёгкий в движениях, постоянно излучал светлую улыбку. Радостный свет глаз настоятеля монастыря озарял и вёл нас за собой.

Словно малое дитя носился я вместе с другими паломниками за ним по пятам: из подземного храма в галерею с иконами и картинами кисти старца Симеона, потом в его заполненную книгами и оттого тесную келью. Он ничего не скрывал от нас, был весь на виду, и в ответ, хотя мы, не зная греческого, ничего не могли сказать о себе, тоже хотелось открыться ему.

Уже перед отъездом, в монастырском дворике, я подошёл к нему под благословение, и вдруг — вокруг все ахнули — старец привлёк меня к груди и, укрыв епитрахилью, возложил на мою голову крестное знамение. Для того чтобы понять, какие высоты открывал он передо мной в этот момент, не надо было понимать произносимых им на греческом языке слов. Я слышал биение его сердца, и этого было достаточно, чтобы преодолеть языковой барьер. Слова старца Симеона о том, что мир объединяется православной верой, и мы, представители двух православных народов, — братья, лишь подвели итог незримой беседе наших сердец.

И ещё долго, оглядываясь назад на монастырскую обитель, я вспоминал взгляд старца, с радостью взирающего на паломников из возрождающейся после атеистического кошмара России. Только вместе, как одна святая рать, сможем мы идти по этому пути дальше, раздвигая границы православной ойкумены.

Алексей Алексеевич ТОРБА

Подробнее...

ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ

Голосование

Лучший руководитель России