Please wait while JT SlideShow is loading images...
Проект РоссияПроект РоссияПроект Россия

Проект Россия I

«Сегодня идёт самая настоящая война. Полчища информационных войск врага разрушают нашу страну сильнее, чем некогда полчища чужих солдат. Информационная бомбардировка разрушает сознание населения…»

2005 год

Проект Россия II

«…Знающий истину должен действовать в направлении истины. Если говорящий не готов идти за своей истиной, как за ней пойдут другие?… Считаете, что вам положено участвовать в судьбе своей Родины, участвуйте»

2007 год

Проект Россия III

«…Мировоззренческая идея — то единственное, против чего нет защиты. Зацепив ум и сердце, она укореняется там, начинает расти и в итоге меняет сознание. Следом меняется понимание мира, и далее по цепочке преображаются воля и действие»

2009 год

Вы здесь:  Главная Новости Хватит ли нам мудрости?

Хватит ли нам мудрости?

http://www.proektrussia.ru/
9.jpg

 

Интервью епископа Саратовского и Вольского Лонгина

 

Корр.: Как Вы объясните такой парадокс: число посещающих храмы (мечети, церкви) растёт, но нравственное состояние общества падает? Насколько обострились проблемы нравственного воспитания в современном российском обществе? Если взять за точку отсчёта август 1991 года, момент развала СССР, как изменилось общество и его характеристики за последние двадцать лет?

Епископ Лонгин: Думаю, что никакого парадокса тут нет, если рассмотреть ситуацию подробнее. Прежде всего скажу: проводить какие-то прямые аналогии, пытаться установить связь между религиозностью общества и уровнем его нравственности, пробовать вывести «математические показатели» влияния или невлияния Церкви на общественные процессы можно было бы лишь в том случае, если бы границы Церкви и общества совпадали — как это было, например, в России в давние времена или как это отчасти происходит сегодня в католической Польше, православных Румынии, Греции.

Россия сегодня — это страна, которая пережила, можно сказать, не просто тяжёлую болезнь, а клиническую смерть. Если сегодня в нашем обществе в целом и начинается какое-то движение людей к Богу, к Церкви, то делаются лишь робкие первые шаги, и всерьёз говорить о том, что количество храмов может как-то повлиять на общую атмосферу в обществе, пока, к сожалению, невозможно. Достаточно сказать, что при советской власти, с середины 1940-х гг. до 1988 г., в Саратовской епархии было 12 приходов. Сегодня их уже 250. Кажется, много. Но до революции в епархии было больше 1000 храмов, притом что население области было гораздо меньше! Вот, так сказать, в трёх цифрах — объяснение той ситуации, которую мы наблюдаем сегодня.

Безусловно, и сегодня есть люди, которые выбирают для себя путь жизни с Богом. 70—80% жителей нашей страны крещены, считают себя православными. В храмы ходит, в разной местности, от одного до десяти процентов населения. Это и есть люди, которые стремятся жить по заповедям Божиим. Насколько у них это получается — другой вопрос. Мы знаем, что каждый человек на протяжении даже одного дня переживает самые разные состояния, начиная от ярко выраженного стремления жить по заповедям, совершать только добрые дела и кончая искушениями и падениями.

В целом же сегодня общество в России атомизировано, ни о какой цельности, единстве говорить не приходится. Этому весьма способствует насаждаемая у нас, как и во всём мире, идеология потребления — она очень легко усваивается, находит отклик в сердце буквально каждого человека, и люди в большинстве своём выбирают секулярный образ жизни, пользуются современным слоганом: «Надо брать от жизни всё». А поскольку «всё» — понятие растяжимое, то и берут всё и средств для этого не выбирают. Конечно, и в секулярном обществе пока ещё сохраняются в какой-то мере понятия о порядочности, о семейных ценностях, нравственных принципах, но это — лишь малые проценты с христианского капитала тысячелетней российской истории, тающие на наших глазах. Поэтому, собственно говоря, и происходит то, что происходит. К сожалению, за эти 20 лет в общем смысле наш народ деградировал.

Корр.: Каковы, на Ваш взгляд, причины обострения межнациональных отношений? Что служит причиной перерастания бытовых конфликтов в межнациональное противостояние?

Епископ Лонгин: Об этом уже многое сказано. Прежде всего — разница менталитетов и очень тяжёлое состояние русского народа после тех экспериментов, которые проводились в нашей стране. Я бы это выразил так: наш народ добровольно отказался от необходимости нести то, что Р. Киплинг назвал «бременем белого человека»: от обязанности сохранять, возделывать и нести другим народам просвещение, культуру, прогресс.

Вот такой пример: сегодня русская молодёжь начинает подражать кавказцам — перенимает их манеру поведения и общения. Это говорит о том, что произошёл страшный перекос в сознании людей, в их взаимоотношениях. Во все времена люди пришлые, приезжие старались каким-то образом вписаться в окружающую действительность, ассимилироваться путём изучения языка, местных традиций, с уважением относились к тем обычаям, которые существовали у местного населения. А сегодня всё происходит наоборот, потому что русские люди разобщены и в массе своей, к сожалению, безбожны.

Ещё одна «причина обострения» — приходит в жизнь поколение людей, которое никто не приучал даже к тому варианту «дружбы народов», что существовал при советской власти. Была ли на самом деле эта дружба? И да, и нет. В том образцово-показательном виде, в каком мы видели её по телевизору, конечно, не было. Но в определённом смысле она существовала — в основном за счёт секуляризации и взаимного отказа от традиций. В СССР было некое подобие американского «плавильного котла наций». Но если в Америке религия играла роль положительного катализатора, то у нас, наоборот, с крушением идеологии и восстановлением религиозности основание для дружбы народов исчезло, поскольку оно было довольно призрачным, условным. И если с распадом СССР «малые» народы очень быстро и сознательно вернулись к своим национальным и религиозным традициям и ценностям, которые цементируют тот или иной народ, то у русских людей этого не произошло. Такое впечатление, что у русского народа вынули хребет, и он остался без внутреннего каркаса.

В то же время говорить о восстановлении национального самосознания у народов, прежде населявших Союз, тоже можно с большой долей условности. В большинстве случаев это восстановление шло ускоренными темпами и в совершенно искажённом, исковерканном варианте — потому что направлялось определёнными силами на поиск внешнего «врага», на борьбу с ним. Естественное стремление народов к восстановлению национального самосознания было использовано этнократией, которая и сегодня находится у власти во многих регионах с односоставным по национальности населением, в узко утилитарных интересах.

Корр.: Какова роль религии в нравственном воспитании общества, молодёжи? Что сегодня удаётся и что остаётся нерешённым, не поддающимся воздействию?

Епископ Лонгин: Прежде всего я не стал бы специально выделять молодёжь в какую-то совершенно отдельную категорию. Постулат, что интересы молодёжи приоритетны, ничего доброго не приносит. Молодёжь — это люди, которым надо ещё учиться и учиться у старшего поколения. Если общество начинает расшаркиваться перед молодёжью, перед ним очень скоро встаёт масса огромных проблем, в том числе со стороны той же разнузданной молодёжи, что мы и видим сейчас в Европе, поэтому я всегда внутренне протестую против этого.

Роль религии в воспитании общества очень велика, однако она проявляется опосредованно: Церковь не ставит перед собой задачу воспитания общества, не преследует и других утилитарных целей. Религия, если мы говорим о христианстве, ставит перед собой задачу спасения души, устроения человеком на достойном основании его жизни здесь, на земле, и подготовку к вечности. Естественно, это предполагает, что человек будет следовать определённым законам и нравственным нормам. В то же время эти законы являются наилучшими принципами нормального функционирования человеческого общества, не позволяющими ему превратиться в звериную стаю.

Что сегодня удаётся Церкви? Вести открытую проповедь. Главная наша задача сегодня — миссия среди собственного народа. Многое зависит от того, насколько наша проповедь будет действенной, адекватной сегодняшнему дню, и мы стараемся. Но надо сознавать и то, что Церковь не может в одночасье изменить мир. Недаром в самом Евангелии учение Христа сравнивается с закваской, которая, попав в тесто в очень небольшом количестве, сквашивает, изменяет всё. Но для этого нужно время — не 10, 15, даже не 30 лет, а срок жизни нескольких поколений.

Корр.: Поддерживаете ли Вы распространённое мнение о неизбежности межнациональных конфликтов, «конфликтов цивилизаций»?

Епископ Лонгин: Это сложный вопрос. Здесь очень многое зависит от власти, от того, насколько она готова заботиться о благе своих подданных. Если властью делается недостаточно, то в обществе возникает напряжение по самым разным поводам. А если общество многонационально — то рано или поздно это напряжение выплёскивается именно в форме межнациональных конфликтов. Поэтому наличие или отсутствие конфликтов, а главное, их грамотное преодоление и предотвращение зависит, в первую очередь, от действий власти.

Конечно, роль Церкви здесь тоже велика. Давайте посмотрим: много ли вы встречали воцерковленных православных христиан, которые были бы активными участниками или, не дай Бог, инициаторами межнациональных конфликтов? Я думаю, что таких примеров нет. Всё зависит от того, насколько адекватно мы передаём то учение, ту веру, которую исповедуем. Мне не хотелось бы говорить об исламе, наверное, лучше скажет о нём уважаемый Мукаддас Аббасович Бибарсов. Но ведь слово «ислам» переводится как «мир», и ведущие исламские богословы постоянно говорят о том, что ислам — это религия мира. А насколько адекватно передаётся этот посыл к миру в различных течениях ислама — это уже вопрос. Думаю, там, где он передаётся адекватно, люди разных национальностей живут мирно и дружно: и общаются, и помогают друг другу.

К сожалению, везде есть люди, которые хотят разделять и властвовать, даже внутри тех или иных сообществ, религиозных общин. Хватит ли нам мудрости не поддаваться призывам к разделению? От этого зависит наш завтрашний день.

Корр.: Каковы возможности пастырей, религиозных лидеров в противодействии ксенофобии и предотвращении конфликтов?

Епископ Лонгин: Возможности религиозных лидеров очень чётко соотносятся с их влиятельностью, с количеством верующих людей — активных прихожан храмов, если мы говорим о Православии, или членов уммы, если мы говорим об исламе, и так далее. Понимаете, очень плохо, когда люди устраивают пьяную драку с поножовщиной, а потом мы слышим: «Вот, мусульмане режут православных!» — или наоборот. Но ведь люди эти — вовсе не «мусульмане» и не «православные». Для тех, у кого не существует понятий о вере, не будет авторитетным и мнение религиозных лидеров. Поэтому, я думаю, всеобщее религиозное воспитание могло бы помочь заполнить в человеке ту нишу, которую должна занимать вера в Бога. Иначе пустоту заполняют или псевдорелигиозные суррогаты, или политизированные идеологии, с помощью которых кто-то пытается решить свои собственные политические и коммерческие проблемы, или просто агрессия и невежество.

Власть также должна перестать бояться слов «национальное самосознание». Посмотрите: сегодня русские ребята не могут ответить на элементарные вопросы по отечественной истории. Ребёнок должен иметь представление, кто он, где родился, чем жила и живёт его Родина. Ему необходимо иметь иерархию ценностей, которая позволила бы ему остаться человеком. В этом смысле любовь к родной земле легче всего воспитать там, где есть любовь к Богу и людям.

Подробнее...

ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ

Голосование

Лучший руководитель России